Кежемский район – мечта туриста. Целебное и труднодоступное Дешембинское озеро, красивейшие реки Кова, Чадобец, Иркинеевка – притоки Ангары – идеально подходят для сплавов на спортивных судах. Дикая природа, отличная рыбалка, сообщает портал Сенсационные Новости со ссылкой на gnkk.ru.
– К сожалению, молодые сейчас больше любят моторы – им бы на скутерах и квадроциклах погонять, вот это да. А пешие маршруты, по 30 километров в день на своих двоих, – это уже неинтересно, – говорит Геннадий Первухин, мой ровесник.
Он один из первостроителей Кодинска, начинал здесь с первого колышка. Когда-то был секретарем райкома комсомола и активным туристом – исплавал и исходил всю кежемскую тайгу. И даже побывал рядом со знаменитым Чертовым кладбищем, или Чертовой поляной. Это природный феномен, загадка, обросшая мистикой и легендами.
О нем еще во время прошлой командировки мне поведал один кодинский житель: «У нас есть свой Лох-Несс, а может, и покруче». Если коротко, то, согласно рассказам старожилов, в глухой тайге в окрестностях Дешембинского озера есть некая поляна круглой формы, на которой не растут деревья и в которой творятся странные вещи – животные и птицы, попав внутрь этого круга, падают замертво, а мясо их становится вареным и приобретает красный цвет.
Поляна абсолютно черная, снег на ней сразу тает. А на черном фоне лежат белые кости животных. Люди, ступив сюда, вроде бы теряют рассудок и бегут куда глаза глядят, испытывая беспричинный страх.
Говорят, феномен появился примерно в 1916 году, но есть предположение о связи его с Тунгусским метеоритом – вроде бы один осколок залетел сюда, в кежемскую тайгу. Есть версия, что в центре поляны лежит самостоятельный метеорит, который излучает радиацию.
К этому месту не раз ходили экспедиции – и до войны, и в наше время, в том числе серьезные, научные, организованные на государственные деньги. Но они ничего не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть.
В одной из таких экспедиций в 1988 году побывал и Геннадий Первухин вместе с туристами кодинского турклуба «Искра».
– Мы целый год готовились, учились выживанию в тайге, изучали карты, документы, – вспоминает Геннадий. – Нас забросили к Дешембинскому озеру вертолетом. Оснастили приборами – счетчики Гейгера, газоанализаторы, кинокамеры, радиосвязь. В сущности, мы были бойцами. Перед нами поставили задачу: снимать и описывать все, что видим, брать пробы воды, грунта, воздуха. Все это мы передавали в штаб, который базировался в Кодинске, там работали ученые Новосибирского института метеоритов и космической пыли. Что они нашли в наших пробах, я не знаю… Но знаю, что по результатам той экспедиции была написана не одна монография и диссертация.
Во мне просыпается туристический менеджер. Начинаю излагать Геннадию бизнес-план: район должен раскрутить этот феномен и зарабатывать на нем деньги! Туристический маршрут на Чертово кладбище, сувениры, отель на берегу Дешембинского озера… Чудовище надо еще какое-нибудь придумать, чтоб туристов пугать.
– А приезжайте летом просто так, без чертовщины, – улыбается Геннадий. – Я вам такие места покажу…