Луи Ле Принс или Луи Лепренс (Louis Aimе Augustin Le Prince) — необычайно яркая и талантливая личность конца XIX в. Историкам кинематографии представляется очень удивительным и незаслуженным тот факт, что его имя так мало известно нашим современникам. Ведь Ле Принса, фактически, можно назвать отцом и родоначальником кинематографа.
Именно он, а не Томас Эдисон и не братья Люмьер, был первым изобретателем кинокамеры с одним объективом, способной запечатлевать на бумажную пленку сцены с двигающимися объектами. И он же снял первые в мировой истории фильмы: «Сцена в саду Раундхэй», «Движение транспорта по мосту Лидс» и «Аккордеонист».
Конечно, фильмами их можно назвать только условно — это короткие, в несколько секунд, уличные сцены и одна сцена с участием членов семьи Ле Принса. Однако эти съемки были проведены в 1888 г, тогда как первые работы братьев Люмьер и Томаса Эдисона относятся лишь к 1895 г, т. е. сделаны на целых семь лет позже.
Биография Луи Ле Принса малоизученна, до нынешнего времени дошли лишь самые скудные сведения о его жизни. По всей видимости, он был человеком замкнутым, все свое время посвящавшим изобретательству.
Возможно, этот гений мог бы прославиться и оставить после себя пространные мемуары с подробным описанием своего изобретения и всех вех своего жизненного пути, если бы не его таинственное исчезновение в сентябре 1890 г.
Луи Ле Принс вернулся во Францию после поездки в США, где он публично демонстрировал свои фильмы. Изобретатель готовился запатентовать свою кинокамеру и собирался для этого в ближайшее время отправиться в США еще раз, захватив с собой все необходимые описания и чертежи.
В перерыве между этими двумя поездками он гостил у своего брата в Дижоне. 16 сентября 1890 г Ле Принс сел на поезд Дижон-Париж, чтобы поехать домой. Больше никто из близких его не видел. Из поезда он непостижимым образом исчез — в Париже было обнаружено, что его купе пусто, нет ни самого изобретателя, ни его багажа.
Вместе с тем, никто из пассажиров и проводников поезда не видел, чтобы Ле Принс сходил на какой-либо из станций по пути в Париж. Он не выходил из купе даже чтобы посетить буфет. В багаже изобретателя было оборудование для съемки и большое количество чертежей. Все это бесследно исчезло вместе со своим владельцем.
Никаких следов насилия в купе не было обнаружено. Окна были плотно закрыты, значит Ле Принс не мог выбраться из поезда тайком через окно.
Полиция была в недоумении, выдвигались различные версии исчезновения, ни одна из которых не нашла подтверждения. Из всех предположений наиболее популярными были три версии.
1. Версия о самоубийстве. Пожалуй, самая нелепая, но при расследовании этого странного дела цеплялись за любые соображения. Кто-то предположил, что Ле Принс тайком вышел из купе ночью, чтобы его никто не увидел, сошел на одной из станций и покончил с собой. Якобы на это был мотив — изобретатель был на грани банкротства.
Но это предположение противоречит здравому смыслу. Ведь Ле Принс был на пороге получения патента, что существенно поправило бы его положение.
Есть еще версия об "идеальном самоубийстве". Внук брата Лепренса рассказывал киноисторику Жоржу Потонье о том, что его двоюродный дед неоднократно упоминал о том, что знает отличный способ самоубийства, после которого его тело никогда не будет найдено. Однако сам Потонье высказывает сомнения в факте суицида.
2. Версия о побеге. Самая экзотическая. Было выдвинуто предположение, что замкнутый изобретатель не хотел шумихи вокруг своего имени, что к получению патента его подталкивала родня, то ли жаждущая наживаться на гениальном изобретении, то ли просто руководствующаяся здоровым прагматизмом и желающая добра своему непрактичному родственнику.
Желая избежать давления, Ле Принс инсценировал свое загадочное исчезновение, сам же просто-напросто сбежал из страны и провел остаток жизни в покое и безвестности.
3. Третья версия считается наиболее популярной и многими признается достоверной и по сей день. Хотя и она так же не была подтверждена никакими фактами. Эта версия гласит, что Луи Ле Принса каким-то очень хитрым образом устранил его конкурент Томас Эдисон.
Он был действительно заинтересован в пропаже Ле Принса, поскольку сам шел по тому же пути и хотел быть первым обладателем патента. Он и стал им, зарегистрировав в 1895 г кинетоскоп, действовавший точно так же, как камера Луи Ле Принса. Титул «отца кинематографа» также достался Томасу Эдисону.
Однако все это лишь косвенно указывает на его возможное причастие к исчезновению конкурента. Прямых улик обнаружено не было.
Источник: paranormal-news.ru