Восприятие человеком окружающего мира имеет ряд загадочных особенностей, например, ни для кого не является секретом, что искусственно созданные оптические иллюзии способны ввести в заблуждение любого человека благодаря своей «кажущейся» реальности.
Такие эффекты были знакомы людям ещё в глубокой древности, и многие жрецы и колдуны искусно использовали их при проведении своих обрядов. Существует несколько таких артефактов, которые привлекают внимание специалистов со всего мира благодаря своим уникальным свойствам «игр со светом».
Одним из таких предметов является широко известный хрустальный череп, найденный в древнем городе цивилизации майя на полуострове Юкатан. Этот череп вырезан из цельного куска хрусталя при помощи неизвестных технологий, таки не и не освоенных человечеством до сих пор. К тому же загадочный череп может вызывать у людей странные образы, а если заглянуть ему в глазницы, то можно увидеть в неё полное отражение того помещения, в котором находится человек. При правильно подобранном освещении из глазниц черепа идут два ярких луча света, что без сомнения выглядит очень впечатляюще.
Мистической аурой окутаны и загадочные зеркала, некогда наводившие ужас на неискушённые умы людей предыдущих столетий. Одно из таких зеркал принадлежало пану Твардовскому, считавшемуся колдуном и чернокнижником. Странное зеркало пана обладало загадочными свойствами, и люди видели в нём то фигуру чёрта, то женский силуэт. Этот предмет долго вызывал суеверный страх, однако развитие науки не стояло на месте, и постепенно оптическим явлениям стало уделяться больше внимания.
Вот тогда-то и вспомнили про интересное зеркало колдуна, и этот предмет подвергли детальному изучению. Оказалось, что на зеркальной поверхности при помощи тончайшей гравировки нанесены изображения того самого чёртика и портрет одной из покойных королев. Тот, кто изготавливал это зеркало прекрасно знал, что при правильно выбранном расстоянии подсвечивание свечой через дымовой экран (при использовании, например, кадильницы) зеркало было способно воспроизводить нанесённые на него образы.
Такие эксперименты проводились ещё жрецами Древнего Египта, прекрасно осведомлёнными о подобных «чудесах», знали об этом также Пифагор и Платон, который первый описал секрет световой проекции.
Несмотря на то, что наука сделала огромный скачок вперёд, некоторые оптические явления до сих пор остаются малоизученными. Так, в конце прошлого века один из сотрудников научно-технического журнала Вадим Орлов делал свой автопортрет на расстоянии трёх метров перед зеркалом, случайно взглянув после фотоснимка на шкалу оптического дальномера, он увидел, что на ней было указано расстояние равное шести метрам. Получилось, что его изображение в зазеркалье находилось также на расстоянии трёх метров!
Но ведь отражение – то «не настоящее», и по принципу суперпозиции в оптике, взаимодействие источника света с лучами от другого объекта (если предположить, что отражение тоже «соткано из света») невозможно, а значит и быть такого не могло! Тем не менее, спустя несколько лет в редакцию пришло письмо читателя с подобным случаем. Эксперимент с использованием фотоаппарата с ультразвуковым локатором, способным определить время отражения звука от фотографируемого объекта показал тот же результат: ультразвук не отражался от зеркала, как это должно было произойти, а проникал в него, и только потом волны отражались от чего-то вполне «материального» в глубинах зеркального мира. Этот эффект так и не получил разумного толкования.
Способности человека воспринимать окружающий мир весьма отличаются на разных тапах его развития, например, дети до 4-5 лет вообще не способны увидеть так называемые 3D рисунки на стенах домов или на асфальте, популярные в последнее время. А возможность найти выпуклое изображение, зашифрованное в стереорисунках также дана не каждому, поскольку некоторые люди в силу своих особенностей полностью лишены способности стереовосприятия , т.е. не могут видеть мир в объёме из-за слабых взаимосвязей зрительных каналов. Поэтому и права на вождение автомобиля получить они не могут.
Оптические иллюзии давно используются в архитектуре для достижения авторами нужного зрительного эффекта, и простые иллюстрированные примеры могут наглядно показать, как может воспринимать человек обычные с виду рисунки. Приведём два примера:
При рассматривании этого рисунка можно заметить, как эти яркие «шестерёнки» вращаются относительно друг друга. Однако при фиксации взгляда в определённой точке вращение исчезает. Принцип «оживления» изображения таков: разные по яркости оттенки чутко улавливаются периферийным зрением, и удачно подобранная комбинация различных фрагментов и чередование их цветов позволяет оказать наиболее сильное влияние на периферийное зрение, в результате чего возникает эффект изменения направлений, и окружности приходят в движение.
Окружающий нас мир трёхмерен, но проекции изображений на сетчатку глаза двумерны. И изучая освещённые объекты, глаз неустанно фиксирует чередование теней и света на их поверхности.
Молниеносная обработка мозгом полученной информации позволяет воссоздать трёхмерное изображение. В рисунке с кофейными зёрнами иллюзия волн, идущих по поверхности, возникает благодаря распределению чёрно-белой окантовки «зёрнышек», которая воспринимается мозгом как тень. А поскольку положение «тени» везде разное, то кажется, что рисунок движется.
Каждый человек уникален, поэтому, несмотря на идентичное строение глаза количество рецепторов в нём, а также форма хрусталика могут довольно сильно отличаться друг от друга. Всё это создаёт предпосылки того, что кто-то легче поддаётся на оптические иллюзии. А кто – то с трудом. Однако тех, кто видит эти «игры света с разумом» всё же большинство.
Источник: earth-chronicles.ru