Джованни Фонтана. Предшественник Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи – человек чьи разносторонние таланты известны всем и каждому. Новатор в живописи и науке, намного опередивший свое время. Его оригинальные механизмы, которые, в большинстве своем, так и не были созданы при его жизни занимают умы наших современников. Разные исследовательские группы пытаются воссоздать машины Леонардо по его чертежам. Множество научных работ и научно популярных передач посвящены исследованию его художественных приемов, научных экспериментов, манере зеркального письма и медицинским опытам. 

В свое время звезда таланта Леонардо да Винчи воссияла так ярко, что затмила собой все что было поблизости, из-за этого восторженные почитатели его творчества, которое безусловно заслуживает этого почитания, склонны приписывать да Винчи абсолютное первенство и новаторство во всех его начинаниях, что не всегда справедливо. 

Поэтому сегодня, оставаясь горячим почитателем творчества этого великого человека, я хочу рассказать о другом эксцентричном ученом и художнике, занимавшемся наукой, медициной и искусством за пол века до рождения Леонардо. 

Джованни Фонтана родился в Венеции в начале 1390-х г. г. в семье ремесленника. Из записных книжек университета в Падуе нам известно, что Фонтана посещал этот университет в промежутке с 1417 по 1421 год, получив за это время магистерскую степень в областях искусства и медицины. 

Уже по тому в каких разных областях Фонтана получил образование можно судить о разносторонности этого человека. Но его интересы распространялись далеко за пределы этих дисциплин. Он занимался оптикой, астрологией, алхимией, интересовался гидравликой и пневматикой, проектировал военные механизмы, фонтаны и механические игрушки. Все свои наблюдения он записывал и издал не мало книг, посвященных разным темам, среди которых трактат о перспективе, который он подарил художнику Якопо Беллини. 

Среди его книг особенно выделяется «Bellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus», в которой он описал и проиллюстрировал множество скорее фантазийных, чем практичных механизмов: военных и транспортировочных машин, автоматонов, фонтанов, замков со множеством шифров, «волшебных» фонарей, часов и театральных приспособлений, таких как маски для актеров извергающие пламя и всевозможные подвижные декорации. 

В его работах еще сильно влияние Средневековья, которое особенно прослеживается в иллюстрациях. Возможности Фонтана крайне ограничены, в то время как его фантазия не знает границ. Все изложенное в этой книге можно охарактеризовать своего рода средневековой научной фантастикой, так как идеи автора настолько инновационные, что, возможно, даже он сам не вполне понимал, как можно воплотить в жизнь проекты, возникшие в его голове. 

Сегодня мы не можем разобраться в его идеях в полной мере во многом из-за того, что он зашифровывал свои записи. Таким образом поступали многие средневековые новаторы, ибо церковники в любой момент могли обнаружить в подобных исследованиях ересь, что сулило большие проблемы их авторам. 

Многие считали Фонтана магом, что он всячески отрицал, и когда он спроектировал торпеду свидетели ее запуска восклицали, что она движется с помощью дьявольских сил. Фонтана не любил делится своими секретами с публикой, но обвиненный в связи с дьяволом он конечно же раскрыл секрет своей торпеды. Возможно его замысловатые объяснения и чертежи и не убедили публику в невмешательстве магических сил, но по крайней мере отвели от него угрозу быть сожженным на костре. 

И если во многих изобретениях Джованни Фонтана огонь является движущей силой или способом устрашения, то в «волшебном» фонаре используется лишь способность огня к освещению. Так рисунки «волшебного» фонаря Фонтана самые ранние из дошедших до наших дней изображений предшественников проектора. 

Также очень занимательный рисунок, представляющий механизм для подъема затонувших судов. 

И его размышления о том, как можно приручить энергию ветра, заставив ее исполнять музыку. 

Своеобразный синтез механики и медицины мы видим на рисунке, изображающем приспособления для жизнеобеспечения пациентов во время проведения операций. 

В общем, как вы поняли, Джованни Фонтана просто фонтанировал разнообразными идеями, направленными на улучшение жизни окружающих, будь то по средствам увеселения или же качественно предоставленных медицинских услуг. 

Сегодня книга «Bellicorum instrumentorum liber» хранится в Баварской государственной библиотеке, которая любезно предоставляет всем желающим возможность познакомится с отсканированной копией этой книги.

Оставляю здесь ссылку на эту библиотеку дабы все желающие подробнее могли познакомиться с творчеством Джованни Фонтана, без лишних поисков доставили себе это удовольствие. Ведь познакомится, действительно есть с чем. 

Источник: earth-chronicles.ru

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья

"Питон-де-ла-Фурнез" снова извергает лаву

Следующая статья

Утерянный меч великого мастера

Похожие записи