Храмы ледникового периода

Если бы нам вдруг дали напрокат машину времени, и мы отправились во времена, когда по Европе бродили стада мамонтов, то вряд ли узнали бы мир, простершийся вокруг.

Открыв школьный учебник по истории, вы узнаете, что самым древним государством считается Египет, чьи фараоны строили себе усыпальницы целых 5 тысяч лет тому назад. Но это писаная история, события которой подтверждаются документами, папирусами с иероглифами или плитками с клинописью. А что же было до того?

Весёлые картинки в том же учебнике живописуют лохматых и вшивых кроманьонцев в обрывках шкур, которые гоняются за мамонтами…

И никто даже не спросит горе-художника: «А как же из этих дикарей смогли вырасти ваятели прекраснейших статуй и строители, громоздившие пирамиды? С чего вдруг случился такой взлёт мысли и духа?».

Ну, во-первых, даже охотники на мамонтов не ходили в чём попало — они носили аккуратные кожаные штаны, сшитые воедино с подобием мокасин, и красивые замшевые куртки, расшитые бисером из кости, вошедшие в моду 30 тысяч лет тому назад.

А во-вторых, существует другая история, пока ещё не одарившая нас своим Розеттским камнем, но поражающая глубиной былого.

К примеру, не так давно в Гёбекли-Тепе (это в Турции, не слишком далеко от излюбленной нами Антальи) археологи раскопали древнейший храм — ему 12 тысяч лет!

Вдумайтесь только: до возведения тех самых пирамид ещё семь тысячелетий, не родились изобретатели колеса, ткацкого станка и гончарного круга, а люди уже замахивались на строительство храма!

На месте Чёрного моря тогда плескалось пресное Новоевксинское озеро, а там, где сейчас находится Балтика, растекалось озеро Анциловое. Британия с Ирландией, наполовину покрытые ледником, являлись частью Европы — и будущее Северное море, и Ла-Манш были сушей. Леса росли лишь на побережье Малой Азии, в Южной Италии и Португалии.

Севернее простирались степи, переходящие в тундростепь — «мамонтовые прерии», где резвились и мамонты, и шерстистые носороги, и прочие зверюшки. Тундростепь раскидывалась от Франции и Германии до Сибири, а ещё дальше к северу вставала белая стена ледника, доходившая до современного Витебска.

И в этом дивном суровом мире строили храмы…

Плодородный полумесяц

Судя по всему, в районе Гёбекли-Тепе скрыт от глаз целый храмовый комплекс — два десятка объектов, из которых откопаны лишь несколько. Все они представляют собой сооружения из трёхметровых колонн, похожих на букву «Т» и расставленных по окружности, имеющей 15-20 метров в поперечнике. Промежутки между колоннами заложены камнем. В центре мозаичного пола, выложенного галькой, тоже колонны — высотой в пять метров, а вдоль стен расположены низкие каменные скамьи.

Поверхность колонн густо покрыта резьбой и искусными барельефами, изображающими львов, газелей, быков, змей, кабанов.

Кстати, не факт, что археологи отрыли именно храм, а не обсерваторию, скажем, или дом собраний. Да и не в этом дело.

12 тысяч лет назад — это окончание ледникового периода, это эпоха мезолита (среднего каменного века), которая описывается как первобытное общество охотников-собирателей, не имеющее социальной иерархии и прочих черт, свойственных государству.

Однако стройка таких масштабов, как та, что разворачивалась в Гёбекли-Тепе, требовала государственных устоев, ведь каждая из колонн, что были установлены в середине круглых храмов, весила 50 тонн и требовала слаженной работы многих сотен людей. А в каменоломне лежали «заготовки» массивных колонн и вовсе в девять метров длиной. Тут вождя с шаманом маловато будет, требуются уже жрец и царь!

Впрочем, не надо думать, что Гёбекли-Тепе уникален и неповторим. На Ближнем Востоке выделяется целый регион, где люди строили первые в мире дома, одомашнивали диких коров и растили примитивную пшеницу-однозернянку. Этот регион простирается от долины Нила в Палестину и Финикию, Сирию и Анатолию, Ассирию и Месопотамию. По форме он похож на подкову, охватывающую Аравийскую пустыню, и называется Плодородным полумесяцем.

Здесь зарождались целые культуры, расцветали и клонились к упадку. Например, натуфийская культура, охватывавшая пространство от Иордана до Евфрата. Ей 12,5 тысячи лет.

Дома натуфийцев были незамысловаты — убогие полуземлянки, часто с каменным основанием, оштукатуренным смесью глины и песка. Над землёй торчали столбы, поддерживавшие кровлю из камыша. Жилища, как и все первые дома, были круглыми в плане, от трёх до шести метров в поперечнике, а в центре помещался открытый очаг. Так и жили, выстраивая поселения по сотне и больше домов.

Что интересно, анализ органики в каменных ступках натуфийцев показал, что они варили пиво более десяти тысяч лет назад из пшеницы и ячменя — ещё до того, как научились печь хлеб! Правда, пиво «Натуфийское» больше походило на кашу, чем на пенный напиток.

Самое, пожалуй, примечательное у натуфийцев или у строителей Гёбекли-Тепе — то, что они были охотниками и население их больших посёлков кормилось как раз охотой, рыбалкой, собирательством. До неолитической революции, когда появятся земледельцы и скотоводы, гончары и ткачи, было ещё очень далеко. Но людям хватало — в их краях климат стоял благословенный, и миллионные стада травоядных «снабжали» охотников мясом в любое время года. Недаром именно в районе Плодородного полумесяца располагался библейский Эдем, рай земной, где изобилие было правилом.

Ну а где рай, там и ад — близилось время цивилизационного раскола. Приверженцы сельского хозяйства, те, кто пахал, сеял и пас скот, не хотели иметь ничего общего с теми, кто ловко брал «дары природы».

Земледельцы против охотников

Переход от «берущих» к «создающим» не происходил резко, в одночасье — это был постепенный процесс. Археология показывает, что вначале люди одомашнили коз и овец, а вот коров и лошадей пасли полудиких. То же с земледелием — зерно и сеяли, и собирали по лугам, не гнушаясь. Бог охоты уступал богу возделывания земли.

Хорошей иллюстрацией этого процесса является Чатал-Хююк, одно из древнейших городищ, основанное за 7,5 тысячи лет до нашей эры.

Если в Иерихоне (8 тысяч лет до нашей эры) стояли каменные башни и стены, то Чатал-Хююк больше напоминал пуэбло — селения индейцев Аризоны и Юты. Прямоугольные в плане дома не имели общих стен, но стояли они так близко, что между ними нельзя было протиснуться — ходили по крышам зданий. Дверей в Чатал-Хююке тоже не водилось, домой попадали с крыши через люк, куда приставляли лестницы в виде брёвен с зарубками. Ночами эти «трапы» убирали, и все — посторонним вход воспрещён.

Не сказать, что это были дома со всеми удобствами — через отверстие в крыше и входили, и проветривали, и отводили дым от очагов.

Между домами, правда, попадались открытые места — их использовали как помойки, а заодно и в качестве общественных туалетов. Можно себе представить, какая вонь стояла в городище! Это не считая того, что часто под полом хоронили умерших…

Дома строили из сырцового кирпича, перекрывая стены деревянными балками. Печь и вход на крыше делали на южной стороне дома, но был ещё и проем в стене, который вёл в небольшую комнату-кладовку. Стены главной комнаты часто украшались росписью, в дополнение к печи и камину стояли скамейки, низкие ложа и тара для припасов.

Возвращаясь к Гёбекли-Тепе, надо обязательно сказать о судьбе храмов. Их не разрушили, а довольно аккуратно закопали, наносив сотни тонн земли. При этом некоторые изображения на колоннах были стесаны. Произошло это около 7,5 тысячи лет до нашей эры, и очень похоже, что потомки строителей храмов таким образом расстались со старыми богами — земледельцы сменяли охотников. Если предки были частью природы, жили по её заветам и чтили её законы, то потомки встали на технологический путь развития, обрывая связи с природой, противостоя ей и подчиняя её. Так наступала цивилизация.

Загадок в Гёбекли-Тепе хватает, но самая удивительная заключается в открытии первых… назовём их протоиероглифами.

Именно так можно характеризовать изображения на Т-образных колоннах. Далеко не все учёные признают их зачатками письменности, однако в Гёбекли-тепе высечены не только «портреты» животных, но и абстрактные значки: буква «Н» и такая же «Н», но лежащая «на боку». А также — круг, полумесяц, волнистая решётка, ряд ползущих змей, шестиногий паук. Часто эти знаки смыкаются в подобие строчек — наверняка они что-то обозначают, и тогдашние посетители храмов понимали смысл выписанного каменотёсами. Но для нас он тёмен.

Около 16 храмов Гёбекли-Тепе до сих пор находятся под толстым слоем грунта, на раскопки уйдёт не менее 50 лет. Может, хоть в будущем нам доведётся узнать, о чём молчат древние камни?

И тогда в школьные учебники внесут правку.

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья

В Австралии выпал большой град, размером до 9 см

Следующая статья

Женщина нашла лотерейный билет и выграла 343,9 млн долларов

Похожие записи