Ирина ДУБСКАЯ, «ФАКТЫ»
К своему здоровью Светлана Васильевна всегда относилась серьезно. Привычка делать зарядку, много и активно ходить должна была помочь сохранить хорошую форму. А последние несколько лет женщина занималась еще и кинезиотерапией — посещала спортзал и под наблюдением тренера выполняла специальные упражнения с отягощением.
— Когда начала побаливать поясница, от занятий надо было отказаться, а я продолжала заниматься, и в какой-то момент организм не выдержал — боль в спине стала настолько сильной, что пришлось вызывать «скорую», — рассказывает Светлана Васильевна. — Две недели капельниц не очень помогли. Меня перестали слушаться ноги, передвигалась с трудом: могла делать только маленькие шажочки, на ступеньки подняться было трудно, ноги слабые, ватные. Тут уж забеспокоились мои дети и внуки, вся большая семья. У меня четыре сына, невестки, восемь внуков, старшему из которых 22 года, а младшей крошке — полтора. Разве я могу позволить себе болеть? Словом, отправилась в Киев, к профессору Гонгальскому, у которого раньше лечились знакомые. Он им очень помог.
Сделали рентген, МРТ, УЗИ, доплер сосудов, анализы. Доктор очень подробно стал расспрашивать меня о симптомах, на которые я и внимания не обращала: часто ли болит голова, есть ли головокружения, беспокоят ли суставы. Не думала, что это важно. Я ведь обратилась с болью в пояснице…
Владимир Гонгальский считает удачей то, что весь комплекс обследований и проведенный анализ ситуации помогли вычленить основную причину проблем со здоровьем, которые возникли у Светланы Васильевны, и назначить правильное лечение.
— Боль в пояснице хоть и была мучительной, но справиться с ней удалось быстро, а вот жалоба на «непослушные ноги» действительно требовала очень внимательного и серьезного исследования, — говорит руководитель клиники «Меддиагностика» доктор медицинских наук Владимир Гонгальский. — Кроме того, было много других «неполадок» в организме женщины, которые она списывала на возраст и считала, что с ними можно жить. Анализ на ревмопробы указывал на воспаление суставов, из-за жалобы на «обруч» вокруг грудной клетки требовалось проверить сердце, головокружения могли быть причиной сосудистых изменений. Но в конце концов мы выяснили, что основная проблема — изменения спинного мозга из-за сужения (стеноза) позвоночного канала в области шеи (просвет был восемь миллиметров при норме 12). И докопаться до этой проблемы можно было только благодаря исследованию на очень чувствительном (1,5 тесла) магнитно-резонансном томографе. Специальная компьютерная программа выявила начальные изменения в спинном мозге, что позволило установить диагноз миелопатия. А ведь неврологические признаки патологии спинного мозга были едва заметны. Раньше поставить такой диагноз на ранней стадии, а значит, и прицельно подобрать лечение, было невозможно.
— В чем заключалось лечение?
— Прежде всего надо было возобновить нормальное кровообращение в спинном мозге. В течение десяти дней мы снимали отек мягких тканей позвоночного канала, подпитывали спинной мозг с помощью препаратов, чтобы запустить функцию его нервных проводников. Использовали в том числе иглотерапию. Как результат — состояние спинного мозга улучшилось, а ноги начали слушаться.
Светлана Васильевна продемонстрировала, как быстро она теперь может ходить.
— Походка такая же, как прежде, до болезни, — говорит женщина. — А рекомендации доктора я буду выполнять. Он просил не перегружаться, на некоторое время даже отказаться от упражнений, но затем постепенно возобновить и ходьбу, и зарядку. Я ведь недавно купила себе тренажер — орбитрек! Это имитация лыжной прогулки. Говорят, действует даже лучше, чем тредмил или велотренажер. Врач сказал, что у меня не будет противопоказаний на нем заниматься. Я уже сейчас чувствую себя нормально. И кто бы мог подумать: у меня были разные жалобы, но никогда не болела шея…
* «Чтобы избавить меня от мучительных симптомов, мне назначили десятидневный курс лечения, — говорит Светлана Васильевна. — Теперь хожу, как и прежде. Боли в спине нет»
Боль, которая считается «сторожевым псом организма» и часто сигнализирует об опасности, далеко не всегда возникает на ранних стадиях болезни. Бывает, она появляется только тогда, когда помочь человеку уже невозможно…
— Вот почему важно обращать внимание на любые непривычные ощущения и выяснять, почему они появились, — продолжает Владимир Гонгальский. — А врач просто обязан сориентироваться в многообразии мелких жалоб, чтобы обнаружить ключевую — ту, которая со временем может ухудшить качество жизни пациента. Проблемами позвоночника я занимаюсь больше тридцати лет и могу сказать, что от его состояния зависит немало функций в организме. Начиналось все с того, что в 1980-е годы в Киеве на базе Октябрьской больницы (теперь — Александровской) была создана первая в бывшем СССР лаборатория проблем остеохондроза позвоночного столба. Она была подразделением столичного мединститута, и руководил лабораторией замечательный врач и ученый Виталий Сувак. Одной из задач лаборатории было изучение влияния невесомости на состояние костной и мышечной систем космонавтов. Мне посчастливилось работать под руководством Виталия Викторовича. Тогда были решены многие проблемы, в том числе впервые были расшифрованы механизмы лечебного действия мануальной терапии, изучены процессы формирования вертеброгенных (связанных с позвоночником) проявлений. Благодаря эффективной работе о лаборатории узнавало все больше людей, и поток пациентов стал просто огромным — люди записывались на прием за полгода.
Один случай из моей практики я часто вспоминаю, сравнивая возможности медицины тридцатилетней давности и сегодняшние. Произошел он в чернобыльском 1986 году. В наше отделение буквально занесли человека, который уже два года был прикован к постели. После травмы у него отнялись ноги, он испытывал невыносимую боль. Причину никто не смог установить. Лечился и в разных больницах, и у костоправов, и у знахарей — все было без толку. Состояние лишь ухудшалось. Как признался пациент, он уже думал покончить с собой. Кто-то посоветовал обратиться в Киев, в Октябрьскую больницу. Родные привезли его из деревни, находившейся за сто километров от столицы. Проходя по коридору, где приема ждали десятки пациентов, я увидел лежащего на кушетке человека и сказал: «Лежачих принимаем без очереди». Посмотрев снимки и расспросив о симптомах, я выполнил ряд манипуляций в области шейного отдела позвоночника, через который проходят сосуды, питающие головной мозг. Пациенту сразу стало легче. Причем настолько легче, что из кабинета он вышел сам. Я же долго пытался понять, каков был механизм формирования этой сложной патологии и почему простая манипуляция на шее привела к столь быстрому выздоровлению. Признаюсь, что расшифровать удалось через несколько десятилетий благодаря появлению современного диагностического оборудования.
* Владимир Гонгальский: «Новые медицинские технологии, возможность с помощью Интернета быстро получать новую информацию, обмениваться ею перевели медицину на совершенно иной уровень». Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
…Об этом пациенте «ФАКТЫ» писали еще в 2006 году. Материал так и назывался: «В кабинет доктора Гонгальского меня почти 20 лет назад внесли на руках, а вышел я оттуда своими ногами. Все ахнули…». После чудесного исцеления Анатолий Павлович регулярно приезжал на обследование к спасшему его доктору, выполнял предписания и утверждал, что за все эти годы у него ни разу не было обострений. Жил в деревне, занимался хозяйством — косил траву, разводил кроликов — и радовался жизни.
— В моей практике были сотни подобных случаев, — продолжает Владимир Гонгальский. — Нередко, чтобы установить диагноз, недостаточно знаний в области неврологии, травматологии-ортопедии, вертеброневрологии… Нужна диагностическая техника с современным интеллектуальным наполнением. В случае со Светланой Васильевной именно оборудование помогло выявить ключевое звено болезни. Сегодня в медицине сложно себе представить работу без аппаратной диагностики, которая подкрепляет знания и опыт доктора, дает возможность понять причину заболевания и выбрать обоснованную тактику лечения. Важно лечить не симптомы, а причину болезни. Более того, благодаря аппаратному обследованию нам нередко удается переосмыслить механизмы формирования некоторых заболеваний и кардинально поменять подход к лечению.
Если сужен позвоночный канал
- Тем, у кого на снимках МРТ обнаружили узкий позвоночный канал, нельзя заниматься силовыми видами спорта, поднимать тяжести (сумки, ящики), наклоняясь за ними на прямых ногах.
- А вот укреплять мышечный корсет (выполнять специальные упражнения для спины, назначенные специалистом) полезно.
- Важно обращать внимание на такие симптомы: онемение пальцев, слабость в ногах, в спине, головокружение, головная боль.
- Профилактически следует делать исследование МРТ на аппарате, который «видит» особенности тканей позвоночного канала и спинного мозга.
Источник: fakty.ua