Быт древнего грека, как ни странно, не так уж и отличался от привычного современного жизненного уклада. Просторно, уютно, чисто и продуманно. Те же каменные, кирпичные или деревянные здания, знакомая нам планировка помещений, внутренние дворы, услаждающие взор зеленью и яркостью цветов и даже рекламные вывески над лавками и магазинами. Чтобы сообщить хозяевам о своем приходе, надо было воспользоваться металлическим молоточком у входной двери. Не правда ли напоминает хорошо известные нам дверные колокольчики и звонки?
Зажиточные греки предпочитали двухэтажные особняки, отгороженные глухой стеной от внешнего мира, подальше от любопытных глаз и суеты. В зажиточных домах стены отличала богатая отделка, вплоть до художественной росписи, а цветущие сады служили местом для устроения больших приемов. Греки всегда были очень гостеприимны и знали толк в увеселениях.
Ценили в Греции и хорошую мебель, точно так же как и мы, они пользовались стульями и столами различной формы, спали на ложах, напоминающих диваны. Одежды хранили в резных сундуках, которые замечательно заменяли шкафы. Более того, греки уже тогда обзавелись матрасами, шерстяными одеялами и подушками. Все что надо для комфорта и уюта можно было найти в доме богатого грека.
Предметы мебели могли быть как простыми и невзрачными, так и настоящими произведениями искусства с утонченной резьбой и изысканной расцветкой. Так что, любой гражданин мог выбрать для своего жилья обстановку по вкусу и согласно содержимому своего кошелька. Греки умели ценить хорошие вещи и заботились о собственном удобстве. В греческих городах была развита система коммуникаций, каждый дом был оснащен водопроводом и канализацией, особой гордостью Древней Греции. Поборники чистоты, древние греки ежедневно принимали ванны. Недаром о греческих термах до сих пор вспоминают с большим уважением.
А в холодное время года ими было предусмотрено отопление переносные глиняные сосуды с двумя ручками, наполненные раскаленными углями. Конечно, этой системе далеко до нашего парового отопления, но она была более чем действенна и продумана. Заметьте, греки не пользовались для отопления открытым огнем, и нашли способ обогревать любые помещения.
Не позабыли они и об освещении, для чего использовались глиняные или металлические светильники на специальных поставках, иногда даже подвесные, наподобие наших люстр.
Конечно, большинство греков жило гораздо скромнее в небольших домишках, состоящих из двух или трех комнат, с маленькими мощеными двориками или вообще без оных. Но и те, у кого не было больших капиталов, имели полный доступ ко всем благам цивилизации.
Само собой, что как и у нас, в Древней Греции существовали городские власти, которые и смотрели за порядком в городе. Они обязывали каждого следить должным образом за своим жильем и вовремя делать ремонт, дабы оно всегда было на высоте.
На этом наши сходства не заканчиваются. Даже распорядок дня и пристрастия являют нам много общего с представителями античной эпохи. Они любили хорошую еду, ценили кулинарные изыски. Придерживались трехразового питания. Если завтрак и обед проходили в одиночестве, то ужин мог стать настоящим весельем. Вечерняя трапеза часто превращалась в совместное пиршество, куда каждый мог принести свою еду в корзине. На прием хозяин звал лично или отправлял с приглашением раба. Участниками застолья были только мужчины, которые, согласно традициям, возлежали рядом со столами, вкушая пищу и предаваясь светским и философским беседам.
Пиры были ошеломляющие. Различные блюда из мяса, птицы, жареные и тушеные, с пряными приправами и золотистой корочкой, с душистой подливой или без. Свежайший сыр, пирожки и множество искусно приготовленных овощных блюд. А на десерт, который был апогеем любого пира, подносили сладкие сыры, фрукты и орехи. От такого меню никто бы не отказался, особенно если учесть, как трепетно греки относились к чистоте и как привередливы были относительно вкусовых качеств пищи.
Вечернее веселье считалось не полным, если гостей не услаждали музыканты, танцовщицы и акробатки. Причем греки никогда не усердствовали с возлияниями, напиваться считалось сугубо неприличным и неуважительным по отношению к гостеприимному и хлебосольному хозяину.
Греки умели не только веселиться и предаваться гурманским страстям, они так же уважали красоту, особенно женскую, а женщины, как и во все времена, обожали драгоценные украшения.
Еще Гомер упоминал в своих произведениях об их страсти к браслетам, цепочкам, ожерельям, булавкам для волос из драгоценных металлов. Они носили вещицы из золота и электрона, сплава серебра и золота. Женщина не имела права быть некрасивой. Тем, кого природа обделила своей благосклонностью, вменялось искусственными методами стремиться к самосовершенствованию. Всевозможные притирания, благовония, заморские краски белила, румяна и сурьма. Особенно усердствовали сводни, которые в краткие сроки преображали любых девушек, поступивших к ним на работу. Низкорослых заставляли надевать обувь на высокой пробке, высоким вменяли ходить в башмаках на тонкой подошве. Тощим подкладывали подушки, пухлых затягивали в корсеты. Выигрышные части тела выставляли напоказ, а мелкие дефекты кожи скрывали красками. Чем не прототип современных салонов красоты?
В отличие от прекрасных дам, мужчины Греции к побрякушкам выказывали равнодушие, позволяя себе только шикарные трости и перстни. Долгое время, в качестве заботы о собственной внешности, мужчины лишь ежедневно принимали ванны и ухаживали за волосами. Густые длинные волосы и борода всегда считались украшением свободного мужчины. Они гордились своей мужественностью и остротой ума, не отказывали себе в радостях жизни.
Собственно, даже после этого краткого экскурса в быт Древней Греции, можно с уверенностью заявить, что греки были точно такими же живыми людьми как мы, испытывали те же беды и радости, переживали те же страсти и удовольствия.
Чем дальше заглядываешь в историю Древней Греции, чем ближе знакомишься с ее культурой и нравами, тем больше сходства обнаруживается с современностью. Тем больше аналогий и параллелей с нашим временем. О ней можно говорить часами и каждый раз узнавать нечто новое. Так почему бы почаще не обращать свой взор вглубь времен, чтобы почерпнуть для себя что-нибудь занятное и увлекательное.