Дженнифер Дудна — одна из людей, причастных к изобретению CRISPR — уверяет, что ей известно, какое применение технологии генного редактирования первым будет преобладать в мире. И это не имеет никакого отношения к излечению болезней или к созданию «дизайнерских детей», сообщает портал Сенсационные Новости со ссылкой на naked-science.ru.
«Я считаю, что в последующие пять лет наибольшее влияние на ежедневную жизнь CRISPR окажет в сельскохозяйственном секторе», — говорит Дудна в интервью Business Insider.
По ее мнению, культуры, обработанные CRISPR, смогут помочь решить проблемы, связанные как с голодом, так и с ожирением. И здесь важно прояснить один момент: генетически отредактированные культуры — совсем не то же самое, что генетически модифицированные организмы (ГМО), которые общественность воспринимает крайне противоречиво.
Тогда как генетическая модификация связана со смешением и подбором генов от разных организмов (например, сплайсинг ДНК устойчивых к пестицидам бактерий в семена сои), генетическое редактирование подразумевает внесение в геном организма изменений, которые могут произойти в процессе естественного отбора.
Различие между двумя технологиями настолько значительно, что в 2018 году Министерство сельского хозяйства США объявило, что оно не будет подвергать генетически отредактированные культуры какому-либо дополнительному контролю. Другими словами, подход к генному редактированию более свободный, чем к ГМО.
Ранее при помощи CRISPR некоторым культурам удалось привить полезные качества. Так, в результате генного редактирования увеличился урожай томатов, а грибы перестали темнеть.
Уже эти два примера демонстрируют способность CRISPR предоставить человечеству большие объемы еды, которая будет храниться дольше и будет полезнее той, что есть у нас сегодня. Если генетик Дудна права, то очень скоро мы станем свидетелями того, как такая «супер-еда» и другие культуры постепенно начнут появляться на наших столах.