После недавних колебаний яркости Бетельгейзе астрономы тщательно изучили статистику жизнедеятельности звезды и обнаружили небольшой сюрприз, сообщает портал rwspace.ru.
По словам группы исследователей из Австралийского национального университета, результаты меняют несколько важных вещей в нашем любимом красном гиганте.
«Фактический размер Бетельгейзе оставался загадкой — более ранние исследования предполагали, что она может быть больше орбиты Юпитера», — говорит астроном Ласло Мольнар из обсерватории Конколи в Венгрии.
«Наши результаты говорят, что Бетельгейзе простирается только до двух третей от этого радиуса в 750 раз больше радиуса Солнца».
Бетельгейзе всегда было трудно нанести на карту с большой точностью. Забудьте хрестоматийный рисунок звезды, аккуратно вращающейся в виде относительно гладкой сферы, и представьте себе нечто большее, чем пульсирующую каплю с размытыми краями.
В 1920 году интерференционные картины световых волн были использованы, чтобы получить угловой диаметр — ширину звездного света Бетельгейзе, в нашем небе — около 47 миллисекунд.
Исходя из предполагаемого расстояния около 180 световых лет, первоначально считалось, что красная звезда имеет диаметр, эквивалентный примерно в два с половиной раза большему расстоянию между Землей и Солнцем.
С тех пор было еще много попыток обернуть метафорическую измерительную ленту вокруг Бетельгейзе.
Изменения в ее местоположения за последние несколько лет отодвинули звезду еще дальше на расстояние в 724 световых года, где эти 47 миллисекунд больше, чем диаметр Солнца в 1300 раз; диаметр, который позволил бы Бетельгейзе поглотить планеты примерно до орбиты Юпитера.
Такие числа, включая общую массу, рисуют картину сверхгигантской звезды, быстро приближающейся к этапу своей жизни, когда она теоретически схлопнется и взорвется сверхновой, что будет видно невооруженным глазом.
Неожиданное снижение яркости звезды в последние годы вызвало даже слухи о том, не было ли это своего рода знаком превращения Бетельгейзе в сверхновую.
Пульсации, подобные тем, которые наблюдаются в Бетельгейзе, обычно являются результатом волн давления, проходящих через горящие внутренние части звезды. Наше собственное Солнце имеет волны, колеблющиеся по всему космическому телу, что многое говорит о его внутреннем составе.
Используя информацию, собранную с помощью космического тепловизора до недавнего падения яркости Бетельгейзе, исследовательская группа разработала модели активности звезды, чтобы лучше понять, насколько она близка к сверхновой.
«В настоящий момент в ее ядре горит гелий, а это значит, что еще далеко до взрыва».
«Мы ориентируемся примерно на 100 000 лет, прежде чем произойдет взрыв».
Результаты также позволили исследователям определить радиус гиганта, уменьшив на треть его прежний обхват. Судя по этой новой цифре, Бетельгейзе тоже не может быть более чем в 700 световых годах.
«Наши результаты показывают, что звезда всего лишь в 530 световых лет от нас — на 25 процентов ближе, чем предполагалось ранее», — говорит Мольнар.
Послушайте, мы все немного разочарованы. Прошло четыре столетия с тех пор, как сверхновую можно было наблюдать невооруженным глазом, и мы чувствуем, что заслужили достойный звездный фейерверк.