Тема монашества всегда была и остается раскрытой не до конца, поэтому по сей день интересна не только ученым, но и простым обывателям. Испокон веков монашество всегда считалось неотъемлемой частью истории, и с момента появления на протяжении многих веков эволюционировало. В ходе многолетних исследований археологами было найдено множество исторических материалов, написанных монахами. Поэтому современные ученые благодарны этим людям за подробное описание событий древних времен.
Примечательно то, что духовные убеждения людей в необычном одеянии полностью зависят от конкретной религии, а их жизнь всегда была большой загадкой.
История монашеского образа началась много веков назад: поначалу людей, желающих отрешиться от всех благ и радостей этого мира, называли отшельниками. Впервые о них упоминается в 7 веке нашей эры. К примеру, изоляция от жизни мирской считалась нормой в древнем индуизме. Люди, решившие стать на этот путь, посвящали себя поиску смысла жизни и занимались духовными практиками, живя в нищете и без каких-либо мирских благ. Отшельники жили сами по себе или группами по несколько человек, при этом никакой разницы между ними не было.
В древние времена на территории Индии возник джайнизм – целое религиозное течение, основой учения его участников было представление о том, что человек достигает блаженства, будучи полностью отрешенным и изолированным от жизни. Как утверждают эксперты, именно индуизм стал религией, зародившей первую концепцию смысла монашества. В джайнизме не было строгого отбора по гендерной принадлежности: принимали как будущих монахов, так и монахинь. Соблюдая строгие представления о жизни, отрекшиеся мира сего лишь то и делали, что целыми днями занимались очищением кармы.
Благодаря индуистским появились буддийские монахи, которые на сегодняшний день относятся к одной из самых известных монашеских групп в мире. У этих отшельников принято посвящать себя миру и своим общинам. Они занимаются проповедями и обучением, стараясь максимально приобщиться к общине, а не отдалиться. Поэтому не удивительно, что у большинства буддистских монастырей во владении огромные богатства. Кстати, этот аспект вызвал резкую критику у общественности, хотя на самом деле он является известной всему миру давностью.
Ессеи из древнего мира
Эти монахи появились раньше всех остальных – еще во II веке до нашей эры и были представителями иудаизма. Как утверждают современные ученые, ессеи считаются самой древнейшей формой ближневосточного монашества. Они были аскетами и вели затворническую жизнь в регулярных молитвах, изучении древних религиозных текстов и труде. Примечательно, что эту группу отшельников не устраивало римское правление, которое руководило их страной. Поэтому они уходили далеко от города в места, где полная изоляция от общества, обосновывались там, ежедневно «общались» с Богом через молитвы и пребывали в ожидании Мессии. Знаете ли вы, что ессеи – авторы Свитков Мертвого моря, а также некоторых религиозных трудов, с помощью которых ученые разузнали много интересного о ранних иудаистских и христианских доктринах.
Монашество в традиционном виде
Если говорить о христианских монахах, которые более привычны для современного человека, то они появились буквально несколько столетий назад, а точнее в III веке нашей эры. Однако не все, а лишь некоторые из них решались на полный отказ от материальных благ этого мира и уходили в пустыню.
Главной целью последователей Христа было отречение от всех мирских радостей, духовное очищение и приближение к Господу Богу. Большая часть отшельников сбегала в Сирию или Египет, где они находили тихую жизнь вдали от людских глаз.
Однако не всегда и не всем приходилось покидать насиженные места по своей воле: были и такие, кто попал под изгнание за неугодное властям вероисповедание. Но даже после разрыва группы гонимые отшельники находились, объединялись и создавали крупные общины по типу монастырей. Как раз в те времена и были сформированы первые основы монашеских убеждений о том, насколько важно сообщество, принцип взаимопомощи и опора друг на друга. Все эти 3 аспекта были крайне важны для выживания в тогдашнем враждебном мире.
В отличие от современных, монахи тех далеких времен были сконцентрированы на максимально простой жизни, имея лишь самое необходимое, а это – минимум личных вещей (у некоторых их и вовсе не было) и незамысловатая пища. Отшельники, обитающие группами в монастырях, называли друг друга «братьями», и с первого дня поселения в этом месте до последних своих дней чтили установленные правила обители. Среди них были как строгие, так и не очень, а некоторые и вовсе мягкие по характеру мужчины. В те времена количество мужчин, отказавшихся от благ мирских, превышало над количеством женщин, решивших стать монахинями. Хотя в некоторых местностях встречались монастыри смешанные, верховенство над которыми держало одно и то же аббатство. Правда, проживали женщины отдельно от мужчин, но находились под общим контролем.
Монахи из Средневековья
Эти отшельники прожили жизнь, поклоняясь исключительно Богу. Каждый их день проходил практически одинаково: они постоянно молились, изучали Священные писания, трудились и переписывали тексты. Вся работа, которую выполняли отшельники, была направлена на улучшение благосостояния монастыря, и включала уборку, приготовление пищи, обработку земли, обучение мальчиков грамоте и оказание медицинской помощи нуждающимся.
Как видите, монахи, живущие во времена Средневековья, трудились не покладая рук, а их главным девизом была фраза «Ora et Labora», что в переводе на русский означает «Молись и работай». У каждого из них были свои обязанности, вид которых зависел от звания. К примеру, аббаты выполняли роль руководителей обителей, лекторы занимались обучением детей, а ризничие охраняли библиотеки и прочее имущество монастыря. Вдобавок к этому были и другие обязанности, которые распределялись между ними и другими монахами низшего ранга. К примеру, если обитель была небольшой, то в ней аббат мог быть и лектором, и ризничим.
Практически в каждом монастыре действовал четкий распорядок дня, и все его строго соблюдали. Ежедневно проходили Богослужения. В «Книге часов» излагался весь порядок работ на день, в том числе были прописаны молитвы, каждая из которых была предназначена на определенное время. Как раз эти молитвенные тексты, которые сохранились до наших времен, можно встретить в исторических документах по всей Европе. В Часослове прописано 8 разных «часов», в период наступления которых прекращались все работы, начиналась молитва и никто не имел права ее пропустить. Все монахи ложились спать в одно время сразу после повечерия – в 6 часов вечера, а просыпались к утрене – в 2 часа ночи.
Странные правила
Все правила, которые приняли отшельники, проживающие в обители, были очень простыми и доступными для каждого из них: скромная жизнь с минимальным количеством вещей, полным отсутствием имущества и обетом безбрачия. В некоторых монастырях, где условия проживания были более строгими, действовало еще одно требование – обет молчания. Иными словами, монах не имел права ни с кем говорить. Идущие на это, считались ярыми приверженцами веры, готовыми полностью отделиться от мира сего.
Чтобы как-то выделяться среди мирских жителей не только духовно, но и физически, монахи наголо брили макушки, надевали объемные наряды, преимущественно черного цвета, затем обвязывались в области талии кожаным ремнем или простой веревкой.
Набор личный вещей отшельника был скромным: расческа, нож, носовой платок, перья для письма и набор для шитья, и то, не у всех. Отшельники спали на матрасах, набитых соломой, а в качестве укрытия использовали шерстяные одеяла. Проживающие в обители не имели права покидать ее территорию и такое правило действовало повсеместно. Но, если это была деловая поездка в другие монастыри, проповедь Евангелия или добровольные работы на благо общества, тогда для этого человека делали исключение. Кроме всех вышеперечисленных работ, практически каждый монастырь занимался благотворительной деятельностью: строительством бань, больниц, жилых домов для бедных, библиотек и обучением детей.
Примечательно, что среди монахов полным ходом «процветала» бедность, зато обители становились богаче с каждым днем. Дело в том, что мужчины трудились за бесплатно, а все деньги за их работу уходили в казну монастыря. Простые служители Бога занимались земледелием, животноводством, производством продуктов питания и разных изделий ручной работы для их дальнейшей продажи. Их труды были не напрасны и приносили большой доход обители, которая вкладывала его в приобретение новых земель и возведение новых монастырей, которые спустя какое-то время стали мощным сектором экономики.
Кому это было нужно?
Наверное, есть такие люди, которые задаются вопросом, зачем вообще становятся монахами? На это отшельники Средневековья дали бы следующий ответ: «Чтобы быть ближе к Богу». У некоторых было отвращение к аскетизму бытия, однако большинство вполне спокойно мирились и принимали его.
Были и такие, кто получал удовольствие от того, что кому-то оказывает бескорыстную помощь. Ведь, по сути, служение другим и есть главное предназначение каждого христианина. Некоторые шли в обители, что не испытывать голод, так как там никогда не было проблем с едой. Конечно, монахам не подавали изысканные блюда, они питались скромно, тем не менее, никогда не голодали, к тому же их всегда уважал народ.
Как правило, в монастырях оказывались мальчики из бедных семей преимущественно в 5-летнем возрасте. Отрекшись от мира сего и посвятив свою жизнь богослужению, у юношей появлялась возможность получить хорошее образование и построить блестящую карьеру. Маленьких детей называли облатами, а подростков – послушниками. Прожив год в обители в статусе «послушника» парень должен был определиться с решением, готов он стать монахом или нет. Как правило, практически все, кто попадал в обитель уже не возвращался в жизнь мирскую. Правда, в XIII столетии был издан указ, согласно которому каждый мог уйти из монастыря в любой момент даже после того, как отрекся от мира сего. Несмотря на скромный опыт и строгие правила проживания, в монахах никогда не было недостатков.
Как обстоят дела сейчас?
В современном обществе монашество потихоньку отходит в прошлое, как и Средневековье – период его становления, однако оно еще существует. Современные отшельники, как и монахи древних времен, служат Господу Богу, стараются приблизиться к нему, делают мир лучше и добрее своими благими делами, а также верят в светлое будущее. По сути, прекраснее идей и не придумаешь, правда, ради них человеку приходится и пожертвовать немалым – полностью отказаться от всех прелестей и удовольствий цивилизованного мира.
По мнению ученых, монашество может стать не только полезной и увлекательной практикой, но и настоящим смыслом жизни, главное понять свое призвание.