Последние несколько лет своей жизни известный советский писатель и режиссер Василий Шукшин был в хороших дружеских отношениях с Георгием Бурковым. Ведь именно Георгий Васильевич нашел его мертвым, более того, он знал и о том, что Шукшин умер не естественной смертью, утверждая, что всему виной стала чашка кофе.
Крепкая дружба до последних дней
О преданной дружбе Буркова и Василия Шукшина говорят многие биографы, в том числе и Сергей Капков – автор произведения «Эпизодники». Из его слов, оба талантливых деятеля часто виделись и вели обсуждения на разные темы (литература, история и кинематограф). Часто они «фигурировали» в одних и тех же кинолентах. Георгий Иванович снялся в двух картинах Шукшина, а в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за родину» двух закадычных друзей пригласили сыграть роли главных образов. Как раз в момент одной из съемок этой киноленты и скончался Василий Макарович.
На период съемок актеров поселили на теплоход «Дунай». Поздним октябрьским вечером 1974 года на палубе была полнейшая тишина, так как все уже разошлись по своим каютам. Однако в 4 утра Бурков, предчувствуя что-то неладное, решил выйти на палубу и там он увидел Шукшина. Тот рассказал Буркову, что чувствует себя не хорошо из-за болей в сердце. Затем он выпил лекарство и ушел в свою каюту. Ранним утром Георгий Иванович уже обнаружил своего лучшего друга мертвым.
Может в этом замешаны КГБ?
Коллега по съемочной площадке и лучший друг тяжело перенес смерть Шукшина, более того, в таком грустном и депрессивном состоянии он пробыл до конца своих дней. По словам артиста Алексея Ванина, который сыграл роль брата Любы в киноленте «Калина красная», всякий раз на вечерах памяти Шукшина Бурков напивался до «полусмерти». Однако писатель Федор Раззаков, утверждал, что здесь дело не только в тяжкой утрате, но и в том, что Георгий Иванович знал, как и от чего умер Шукшин.
Бурков был уверен, что в смерти его друга замешаны сотрудники КГБ. Тем более, если учесть слова актера Александра Панкратова-Черного, которому довелось как-то побывать в родных местах Шукшина и сказать, что он умер не своей смертью. После такого заявления его чуть не убили, поэтому Бурков попросил актера никогда больше не поднимать эту тему, по крайне мере до тех пор, пока сам Георгий Иванович не умрет.
Чашечка кофе и вновь молчание…
Кроме Панкратова-Черного Бурков попросил молчать и авторов издания «К истокам русской духовности», Екатерину Самойлову и Марину Черносвитову. На одной из очередных годовщин, посвященных памяти Шукшина, Бурков обронил фразу, мол, Василий Макарович умер от отравленного кофе. Ведь именно в тот вечер он, провожая своего приятеля до каюты, заметил на столе чашку с кофе. Примечательно и то, что сам Шукшин тоже был удивлен, ведь никакого напитка он не заказывал. Однако, кто-то решил позаботиться о режиссере, который, как известно, очень любил кофе. На утро, как утверждает сам Бурков, уже никакой чашки с кофе на столе не было, а лишь остывшее тело приятеля на полу.
И этот рассказ Буркова автору упомянутой книги был, можно сказать, единственным откровением. Да и вообще любые обсуждения касательно кончины Василия Шукшина, он просто избегал. Более того, его неоднократно приглашал на встречу Алексей Ванин, чтобы поговорить об обстоятельствах смерти режиссера, на что тот всякий раз соглашался, однако так ни разу и не явился.
Как-то один раз накануне спектакля Ванин попытался привести изрядно выпившего Буркова в чувства, но тот такое начал «нести», от чего, как утверждает Алексей Захарович, просто стало страшно. То, о чем говорил Бурков Ванину до сих пор остается тайной.