В Советское время все дети мечтали побывать в знаменитом лагере «Артек», где можно было не только насладиться прелестями южного курорта и бесконечно купаться, но и завести новых заграничных друзей и даже познакомиться с космонавтом. Но не все мечты такие яркие, как их описывают.
В 2000 году перед артековцами зачитали несколько строк из письма, к которым просто уже нечего добавить: «Мы вам немного завидуем…Вы живете при коммунизме, люди ежедневно летают на Луну, и наверное, в «Артеке» есть свой космодром». Тогда под этими словами подписалось более 1000 пионеров, которые, скорее всего, были живы, так как с тех пор прошло всего лишь 40 лет.
С того времени, когда капсулу с письмом запаяли в ракету из металла и зарыли в грунт на костровой площадке, много чего изменилось. Однако «Артек» пытался остаться прежним, хотя попасть в него бесплатно в 2000-е годы было просто нереально.
Лагерь для избранных
«Артек» был таковым и во времена Советского Союза, и становиться общедоступным для всех детей не стремился. Он был основан в 1925 году как аналог санатория для детей, у которых обнаружили туберкулез, ведь в начале 20 века эта болезнь словно эпидемия охватила Россию. Справиться с опасным недугом можно было исключительно с помощью антибиотиков, соблюдая не только режим, но и здоровый, полноценный образ жизни, который укрепляет иммунитет. Вдобавок к этому показан хороший воздух, правильное питание, прогулки, заплывы и посильные физические нагрузки со своевременным покоем. Несмотря на утверждения многих, лагерь был основан не пионерской организацией, а Красным Крестом, объединившимся в комплексе с комсомолом и пионерией.
Планировалось создание такого места, куда бы смог приехать на исцеление каждый ребенок с этим диагнозом сроком на 1 месяц. Предполагалось, что подобная возможность будет предоставлена больному ребенку раз в жизни. Данного срока было достаточно, чтобы принятые меры помогли укрепить иммунитет и побороть заболевание или же дать понять, что оно неизлечимо. По началу «Артек» также, как и другие советские учреждения подобного типа, цель которых была способствовать оздоровлению детей во время каникул, был в виде палаточного городка с брезентовыми навесами.
Обеденная зона состояла из грубо сколоченных столов, покрытых белыми скатертями. Напротив каждого пионера, сидящего за столом, ставили кольцо, а внутрь него салфетку, которую, между прочим, артековцы впервые увидели именно в этом лагере, и здесь же научились «орудовать» зубными щетками.
Через некоторое время спартанские условия были отменены несмотря на то, что солнце, воздух и море были наилучшими лекарями. Дело в том, что дети неоднократно испытывали дискомфорт во время шторма, когда ветер срывал с них во время сна палатки. Ведь штормить может на любом побережье. Организаторам ничего не оставалось, как заняться строительством домиков, после чего «Артек» превратился в маленький городок, оснащенный водной станцией, электростанцией и котельной.
После такой «реконструкции» в лагерь заехала первая смена из 80 человек. Уже в 21 веке «Артек» стал базой из 150 строений, которую ежегодно посещают десятки тысяч людей.
Большинство традиций здесь зародились еще в 20-30-е годы. К примеру, форма. В 20-е годы дети, можно сказать, ходили в обносках, были малоактивными, отказываясь лазить по горам, играть в подвижные игры, дабы не испачкать или не порвать единственную выходную одежду, в которой они прибыли на отдых. Как раз-таки в лагерях, в том числе и в «Артеке», стали внедрять единую пионерскую форму для отдыха. Это были рубашки из белой ткани, шорты или юбки, которые не сковывали движений, быстро и легко высыхали и были максимально открытыми, чтобы тело ребенка получало необходимую дозу ультрафиолета. Вдобавок к форме прилагалась панамка для защиты от солнцепека.
С того момента, как первые артековцы сумели преодолеть вершину горы Аю-Даг и оставить в дупле дуба послание будущим пионерам, это место стало чуть ли не священным для многих последователей, поднимавшихся на то же самое место, чтобы прочесть письмо и оставить свою записку. Вот только через некоторое время дуб сгорел по вине туристов, небрежно обращающихся с огнем, тем не менее, традиция подниматься на вершину горы осталась неизменной.
Есть еще одно правило, внедренное с момента существования лагеря: каждый пионервожатый на вопрос, сколько ему (ей) лет отвечает – 48. Эта история берет начало с объявлений в крымских газетах, через которые проводился набор вожатых для лагеря. В объявлении была опечатка, якобы на работу с пионерами приглашали парней и девушек возрастом от 48 лет.
Быть вожатым в «Артеке» – дело ответственное и хлопотное, ведь такой вид отдыха, как купание в море или прогулки в горы, всегда имели угрозу закончиться трагически и такие случаи конечно же были. Помимо этого, пионеры нередко теряли или забывали личные вещи и предметы, стоимость которых впоследствии высчитывали с зарплаты вожатых. В летнее время года, когда дети теряли панамки, было сносно, но осенью и зимой при потере верхней одежды вожатые могли лишиться всей зарплаты. Ведь нередко разогревшись, пионеры снимали с себя куртки и пальто, развешивали их на ветках деревьев или по кустам и возвращались в таком виде в лагерь, за что вожатых штрафовали.
Еще один обычай, который появился именно в «Артеке» – следить за прибавкой в весе у детей на смене, ведь в 20-30-е годы каждый набранный килограмм считался хорошим знаком – болезнь начала отступать, ребенок стал расти и крепнуть. Однако в 60-е годы, когда было изобилие продуктов питания, соблюдение этого обычая стало неуместным: лагерь принимал детей либо на отдых, либо для откормки, как поросят для ВДНХ.
Уже в 30-е годы лагерь имел статус учреждения для особо отличившихся школьников, которые имели возможность хотя бы раз в жизни попасть в эту «сказку». Пионеров принимали за выигранную олимпиаду, трудовой или геройский подвиг, о котором писали в газетах, и не только. Куда же без родственных связей: к примеру, ты внук Ленина или Сталина, а значит, у тебя есть возможность здесь побывать.
Дружба народов
«Артек» принимал не только наших детей, уже в 1926 году здесь успели побывать дети немецких коммунистов. Второй заезд иностранцев состоялся в 1937 году. Это были дети из элитных испанских семей республиканцев, прибывшие на пароходах. Вот только оказались они в лагере не для того, чтобы отдохнуть и набраться сил, а пересидеть гражданскую войну, которая охватила всю страну. Маленькие испанцы, ставшие свидетелями страшных событий, часто просыпались и плакали по ночам, играли только в войнушки, рисовали падающие из самолетов бомбы и стреляющих друг в друга людей.
Ближе к лету, немного придя в себя, они стали увлекаться пионерскими играми, а также учить некоторые русские слова. Чтобы не забыть родной язык и не утратить хоть какую-то связь с родиной, сотрудники лагеря часто ставили им одну и ту же пластинку с испанской песней «Кукурача». Именно это произведение было очень популярным в довоенное время в Советском Союзе.
Дети быстро выучили эту песню (а может раньше ее знали) и часто танцевали под нее. По окончанию летнего сезона их распределили по крупным городам СССР. А спустя еще несколько лет некоторые из них вновь попали в «круговорот» военных действий уже II мировой войны в лавах Советской армии.
Лишь в 50-е годы «Артек» начал принимать детей из-за рубежа на постоянной основе, причем всегда в самую лучшую августовскую смену. Ведь этот летний месяц всегда радовал безупречной погодой, изобилием фруктов, овощей и в лагере проводили множество интересных мероприятий.
Среди иностранных посетителей были дети преимущественно из Монголии и некоторых африканских стран. Также сюда приезжали дети из знатных семей – принцы или принцессы, победители каких-нибудь международных конкурсов из капиталистических стран. И таких детей можно было сосчитать на пальцах, ведь большинство приезжих из простых семей, а некоторые – из очень бедных, что даже боялись прикасаться к вещам, книгам в лагере, а чтобы не испачкать белоснежные простыни на кроватях, ложились на пол спать. Были такие дети и в Советском Союзе, прибывшие из глубинки.
Несмотря на то, что расписание в «Артеке» было продумано до мелочей так, чтобы между детьми не было травли и других казусов, полностью этого избежать было сложно. Как-то был случай, когда африканского мальчика советские дети накормили кислыми лимонами, хотя тот отпирался, плакал и умолял этого не делать. В свое оправдание дети нашли объяснение, мол, посчитали, что в Африке все дети едят цитрусовые. Из года в год эта история в виде шутки пересказывалась вожатыми.
Стоит отметить, что в этом знаменитом учреждении побывала известная в 80-е годы американская девочка Саманта Смит, которая как раз-таки сумела своим визитом снять градус напряжения в момент ядерного противостояния Советского Союза и США. Специально для нее подготовили 2-местный номер и даже установили в нем цветной телевизор. Наверняка, Саманта даже не обратила внимание на эти предметы роскоши, ведь в тот момент ее интересовало совсем другое.
«Артек» стал своеобразным инструментом для налаживания отношений СССР с другими государствами. Ведь сюда привозили лидеров разных стран, в том числе и не очень дружественных. Больше всего бывшим артековцам запомнился кровавый Бокасса, который так мило целовал каждого ребенка в щечку, а позже выяснилось, что этот человек – людоед. Одному лишь Богу известно, что было у него на уме, когда он прикасался к розовым щечкам.
Ну и конечно, как же не упомянуть наших отечественных знаменитостей, которые тоже побывали в этом месте. В одно время почетным гостем «Артека» стал Юрий Гагарин: он получил путевку в санаторий неподалеку, однако лагерь посещал каждый день и не столько ради общения с пионерами, сколько для игры в бильярд с одним из вожатых. Они играли на деньги, и окунувшись с головой азарт, космонавт чуть ли не спустил всю «наличку», которую имел с собой.
Не обошлось и без скандалов
Неоднократно «Артек» привлекал внимание скандальными историями, как политическими, так и криминальными. Еще в 21-м веке учреждение для отдыха обвинили в развратной деятельности.
Были скандалы политического характера и в советские времена: в 45-м году артековцы вручили герб американскому послу, который приехал в гости, затем предложили ему повесить его в своем кабинете. Сначала посол провел тщательную проверку подарка, затем повесил в определенном месте. Но позже выяснилось, что внутри него была спрятана «прослушка» нового поколения микроскопического размера, поэтому американец не смог ее заметить.
А в 49-м году в «Артек» нагрянула грандиозная проверка в связи со страшной смертью пионерки Алы Русановой. Несмотря на все старания, начальнику лагеря так и не удалось прикрыть это дело. Эта история о том, как девочка пыталась спасти сорвавшуюся подругу, и в результате, сорвалась сама с отвесной скалы. Обе пионерки попали в это смертоносное место по вине вожатой. Опасный участок не входил в привычный маршрут, однако сопровождающей детей захотелось новых эмоций и впечатлений.
Примечательно то, что подруге удалось спастись, так как вожатая успела ее ухватить за руку, а вот Але не повезло – упавшая на камни, она еще долго кричала и просила о помощи. Весь склон был покрыт ее кровью. Пионерам так и не удалось спуститься и помочь ей, а ради их спасения была организована целая группа спасателей.
После проверки лагеря был установлен факт неоднократного нарушения техники безопасности. Чего уж там говорить об организационных моментах, когда из года в год на смены ездили исключительно дети чиновников, так как простые семьи не могли себе позволить приобрести дорогую путевку для своего ребенка. Самое интересное то, что деньги, вырученные за лето, не шли на усовершенствование и работу лагеря, наоборот, с каждым годом обеспечение становилось все хуже и хуже. Детей, которые, приезжали по бесплатным путевкам, кормили кое-как. Поэтому для них было за счастье выпросить у завхоза «дополнительный паек» на завтрак. Им приходилось спать в самых дешевых спальных мешках и носках, да еще и малышового размера. Поэтому, можно сказать, что спали они полуголые и носили галоши на босую ногу. Корпуса не обогревались так, как надо, а вещи, можно сказать, сохли уже на теле детей, поэтому не удивительно, почему они так часто болели простудой.
Лагерь «под завязку» обеспечивали едой, однако большая ее часть уходила на застолья начальства с нужными людьми, разворовывалась сотрудниками, а фрукты и сахар пускали на заготовку бражки.
Примечательно то, что пирушки с нужными людьми начальник устраивал не для лагеря, ведь он даже не раздобыл необходимое количество автобусов для комфортной перевозки детей с вокзала. Пионеров довозили в пункт назначения водители, причем без сопровождения вожатых или других представителей лагеря. До приезда транспорта, их содержали в эвакопункте, где они спали прямо на полу голодные, так как еду им выдавали только после прибытия в лагерь.
Также стоит отметить процесс подбора персонала в «Артеке», а именно вожатых, который был весьма специфическим. Некоторые отряды были и вовсе без вожатых, поэтому детям приходилось самостоятельно организовывать все, что полагалось, а некоторые вещи и предметы просто выгрызать со слезами у работников учреждения. В другие отряды вожатых набирали поспешно и небрежно, без предварительного проведения инструктажа, чего уж там говорить о дисциплине, на которую смотрели сквозь пальцы.
После тщательно проведенной проверки и выявления целого ряда нарушений инстанции еще долго перекидывали друг другу «Артек» со всеми его бедами, «открещиваясь» от проблем и признания ответственности хоть за один из произошедших случаев в этом месте. Тем не менее в конце 60-х годов порядок все-таки навели и лагерь стал чуть ли не самым образцовым среди учреждений подобного типа. Ну а если говорить о всем самом лучшем и хорошем в «Артеке», то стоит вспомнить исключительно 60-е годы, когда пионеры верили, что в лагере обязательно будет свой космодром.