В истории СССР есть множество скрытых фактов и трагедий, унесших не один десяток жизней, среди них происшествие, случившееся с тургруппой под руководством Игоря Дятлова, пожалуй, самое таинственное. Ведь с момента гибели ее участников прошло более 60 лет, а россияне по сей день не знают, что именно произошло в тот зловещий день, когда одновременно погибло 9 опытных лыжников.
Существует множество версий гибели молодых людей, и их до сих пор продолжают выдвигать историки, ученые, энтузиасты и следователи-профессионалы. Некоторые из них связаны с урочищем в северной части Урала, куда отправилась группа туристов. По преданию у местного народа манси, это зловещее место «окутано» дурной славой, а высота в 1079 метров под названием Холатчахль, на которую взобрались лыжники, у коренных жителей называется горой мертвецов.
Почему дело возобновили?
Не так давно практически все СМИ России «заговорили» о сенсационной новости: дело о загадочной гибели туристов, которыми руководил Игорь Дятлов, который был студентом Уральского политеха, вновь открыли. По этому поводу была организована пресс-конференция сотрудниками прокуратуры, чтобы еще раз тщательно рассмотреть все существующие 75 версий трагедии, которые выдвинули разные исследователи.
Известно, что 31 января 1959 года участники туристического клуба УПИ выдвинулись в поход с целью покорить вершину горы Холатчахль, высота которой составляла 1079 метров, однако достигнуть намеченной цели им не удалось. Несмотря на то, что первая попытка покорения вершины была безуспешной, лыжники не собирались сдаваться: 7 парней и 2 девушек спустились к подножью реки Ауспии, затем организовали в этом месте перевалочный лагерь. 1 февраля ближе к вечеру они разбили палатки возле временного места проживания, который впоследствии был назван именем Игоря Дятлова. По мнению многих экспертов трагедия случилась в ночь с 1 на 2 февраля. Правда, сотрудники прокуратуры конкретно не знали, что тогда случилось, поэтому им это предстоит выяснить. Но то, что именно местные охотники из народа манси нашли окоченевшие тела молодых людей, является фактом.
Весной 1959 года выяснить причину гибели туристов попытался опытный криминалист из Свердловска Лев Иванов, но, к сожалению, за 3 месяца проведения следственно-оперативных мероприятий, ему так и не удалось разобраться в этом сложном деле, в результате оно так и осталось нераскрытым.
Подозрения пали на коренных жителей
Убийство туристов представителями народа манси – первая версия, которая пришла в голову криминалистам, и считалась, по их мнению, самой правдоподобной. Но, спустя какое-то время прокуратура отказалась от данного предположения, зато некоторые исследователи-энтузиасты по сей день считают эту версию правдивой. В их число вошел корреспондент и общественный деятель Валентин Дегтерев, проживающий в Нижнем Тагиле. По этому поводу он дал несколько интервью представителям СМИ, в которых утверждает, что охотники-манси следили за тургруппой. На такой вывод журналиста натолкнули записи в дневниках, принадлежащие погибшим лыжникам. Также он упоминает о снимках, сделанных дятловцами во время своей последней экспедиции, которые найдены на месте трагедии. Как бы там ни было, но большинство экспертов не являются приверженцами версии о том, что молодых людей убили коренные жители.
Вместе с этим писатель Алексей Ракитин, в одном из своих очерков упомянул историю гибели Дятлова и его группы в феврале 1959 года, при этом раскритиковал сотрудников прокуратуры за попытку быстро «замять» это дело, сделав виновными представителей народна манси. Ракитин не исключает тот факт, что участники турпохода могли случайно увидеть, как происходит процесс испытания нового оружия местными жителями, что впоследствии и привело к их гибели. Ученый-этнограф Алексей Слепухин, специализирующийся на традициях и культуре коренных народов Сибири и Урала, также убежден в том, что манси не имеют никакого отношения к гибели молодых людей. На пресс-конференции, посвященной 57-летней годовщине трагедии, Слепухин отметил, что опытные охотники как раз-таки указали спасателям на трупы дятловцев и их лагерь, поэтому никак не могли быть причастными к их смерти.
Священные места
Примечательно, что в момент гибели участников тургруппы прошло более 60 лет, а обвинения в адрес манси так и не утихли, и причиной этому есть их поклонение священным местам, которые они именуют на своем языке «ялпынг-ма».
Все знают, что такой праздник, как православное крещение у жителей Урала и Сибири прекрасно сочетается с их древними традициями, да и само христианство отлично уживается с языческим культом предков в сознании этих людей. Также в одном из материалов, предоставленных этнографами, указано, что представители местного населения почитают разные места: горы, озера, реки, рощи, считая их священными. В народе манси действует обряд жертвоприношения, во время которого шаманы отдают голову тотемного животного духам, в частности, медведя. Учитывая то, что «ялпынг-ма» признано священным местом, вход туда для посторонних людей запрещен, в том числе и для жен охотников-манси и их матерей. Согласно народному поверью, представительницы слабого пола своим присутствием оскорбляют святых духов, поэтому последние могут перестать помогать добытчикам в охоте, рыболовстве и в других важных делах.
У некоторых энтузиастов было предположение, что руководитель тургруппы и его подопечные не были просто туристами, и вполне могли отправиться на поиски таинственного святилища коренного народа, в надежде найти древние артефакты. Якобы за это чрезмерное любопытство и желание завладеть запретным участники экспедиции и были убиты по указанию шаманов, которые оберегают свои «ялпынг-ма» от посторонних глаз.
Гора смерти
Позже этнографам удалось выяснить, что гора Холатчахль не является священным местом у манси, более того – местные жители старались обходить ее стороной, так как она пользовалось будто проклято. После гибели туристов урочище, расположенное на северо-западе Свердловской области, в 128 километрах от города Ивдель, назвали «Перевалом Дятлова».
Гора Холатчахль высотой 1096 метров и 70 сантиметров, именуемая народом манси как «Холат-Сяхыл» в переводе на русский означает «Гора мертвецов» или «Гора смерти».
Такое страшное название возвышенность получила не без основания, а согласно древней легенде о кровожадной языческой богине Сорни-Най. Согласно существующему преданию, много лет назад на этой горе было расположено местное святилище, посвященное богине смерти. Каждый раз на этом месте шаманы проводили ритуалы жертвоприношения, убивая по 9 животных (уток, оленей или других существ). Как-то вместо животных они решили принести в жертву Сорни-Най 9 молодых охотников, которые пришлись по душе богине, и с тех пор она всегда предпочитает только людей. По крайней мере так написано в книге известной писательницы Т. В. Шнуровой. С тех пор для манси это место запретное и опасное, а отправиться туда группой в количестве 9 человек – считается осознанным самоубийством. Ведь богиня смерти с удовольствием примет такой «подарок» в качестве жертвоприношения.
Примечательно, что соседняя вершина на мансийском языке именуется, как «Отортен», что в переводе означает «туда не ходи». Нет сомнения, что дятловцы слышали предупреждения местных охотников, но почему они их ослушались, до сих пор непонятно. Возможно, они сочли их рассказы за обычные слухи, которые, как правило, распускают в народе.
Всемирный потоп
Существует еще одна легенда, согласно которой из-за Всемирного потопа, случившегося в незапамятные времена, под водой оказалось почти все племя, выжить удалось лишь 10 мужчинам и 1 женщине. Они взобрались на вершину горы Холатчахль в надежде спастись от будущего потопа, однако все 9 мужчин погибли, и только после того, как женщина и один выживший мужчина уже стали прощаться с жизнью, вода начала убывать. Выжившая чудом пара стала возрождением древнего народа, но вершина, на которой они оказались, с тех пор ассоциируется у местных жителей со смертью.
9 злых шаманов
Есть еще одна – третья по счету версия того, что гора Холатчахль является местом смерти и горя. Согласно этой легенде, когда-то на возвышенности было сражение мансийских шаманов с 9 могущественными колдунами. Представителям древнего народа удалось победить зло, однако враги не исчезли полностью, а превратились в злых духов, которые были вынуждены оставаться на горе из-за мощного заклятья. Поэтому манси считают, что простые смертные не должны даже одной ногой ступать на это проклятое место. Чего уж там говорить, если даже не каждый шаман рискнет обратиться к древней злой силе.
Другие жертвы
Конечно, никто не знает наверняка, насколько эти предания правдивые, но, если взять во внимание череду необъяснимых смертей, можно поверить, что это место на самом деле «окутано темными силами». Ведь, как утверждают исследователи, гибель тургруппы Дятлова – не единственная трагедия, которая случилась на этом месте. Так, в книге Т. В. Шнуровой написано, что над вершиной разбились три вертолета с геологами. Любопытно, что количество жертв той авиакатастрофы тоже составляет 9 человек. Ну а если сделать общий подсчет, то в окрестностях роковой возвышенности погибло или бесследно пропало 27 человек, среди которых преимущественно были ученые и туристы. В 30-е годы 20 века впервые упоминается о гибели женщины-геолога на перевале. В 2003 года в этом месте чуть не потерпел крушение вертолет, на борту которого находилось 9 человек, но благо все остались живы. Бытует мнение, что власти попросту скрыли факт гибели 9 заключенных Ивдельлага, сбежавших в конце 50 годов 20 века из тюрьмы. Якобы охранники, кинувшись в погоню за ними, нашли их бездыханные тела на склоне горы Холатчахль. Примечательно, что после случившегося никакого расследования не было. Не менее ужасающая ситуация произошла с исследователями из Ленинграда, которые в попытке раскрыть тайну гибели Дятлова и его группы, лишь разделили их участь. Правда, у всех этих таинственных смертей нет официальных подтверждений.