Далекий и холодный Тритон сохраняет загадочную геологическую активность и выбрасывает на поверхность смесь замерзшего азота и угарного газа.
Азот и моноксид углерода (угарный газ, СО) присутствуют в атмосфере Земли в виде газов, однако при сверхнизких температурах они замерзают в лед. Лабораторные исследования показывают, что если для азотного льда характерны одни спектральные линии абсорбции, а для льда СО — другие, то их смесь дает свою собственную спектральную картину в ИК-волнах, , сообщает портал Сенсационные Новости со ссылкой на naked-science.ru.
Такая картина действительно обнаруживается при наблюдениях Тритона — спутника далекого Нептуна. Об этом сообщает пресс-релиз обсерватории Gemini; соответствующая статья готовится к публикации в Astronomical Journal. Восьмиметровый телескоп Gemini South продемонстрировал, что моноксид углерода и азот на Тритоне образуют тесную смесь, которую и удается зарегистрировать в спектральных данных.
Стоит заметить, что спутник остается одним из редких малых тел Солнечной системы, сохраняющих геологическую активность. Из-под покрывающей его корки водяного и азотного льда бьют гейзеры криовулканов, вынося на поверхность новый лед, включающий как чистый азот и СО, так и их сложную смесь, впервые зарегистрированную в космосе.
Впервые ледяные гейзеры Тритона были замечены зондом Voyager 2, пролетевшим в его окрестностях еще в 1989 году. Однако питающие их механизмы остаются загадкой до сих пор: это может быть и разогрев поверхности Солнцем в течение местного лета, и даже подледный жидкий океан, меняющийся от сезона к сезону. «Несмотря на большое расстояние от Тритона до Солнца и на холодные температуры, солнечного света здесь достаточно для того, чтобы поддерживать выраженные сезонные изменения и на поверхности, и в атмосфере», — говорит Генри Ро (Henry Roe), один из авторов новой работы.