Эта история времен Александра I, когда император в 1803 году решил наведаться в одну из политических тюрем под названием Корела, расположенную в городе Кексгольм (Приозерск). Пообщавшись с узниками, в том числе и семьей Емельяна Пугачева, правитель приказал увеличить сумму средств на их содержание. Среди заключенных был пожилой мужчина, которого поместили на 30 лет в подземное заточение. Он пожелал поделиться с царем своей жизненной историей наедине, на что заинтересованный правитель, решил согласиться.
Тайный преступник
То, о чем узнал Александр I, его просто поразило и довело до слез. Царь приказал отпустить этого человека при условии, что он не покинет пределы города. Бытует версия, что царь укутал узника своей шинелью и даже отобедал с ним, причем лично подкладывал ему угощения в тарелку, вдобавок подарил ему одно из своих запасных одеяний.
Благодаря правителю заключенный, которого в тюрьме называли «Безымянным», завладел жильем и неплохим содержанием. После выхода на свободу, он прожил в городе Кексгольме еще 15 лет. За это время он познакомился со многими людьми, которые оценили его доброту и отзывчивость. Однако, не сумев привыкнуть к естественному свету, через некоторое время мужчина полностью ослеп.
Об этом написал профессор Гельсингфорского университета Я. К. Грот в одном из своих изданий. В книге опубликована достоверная информация о жизни, истории и традициях народа того времени.
Позже рассказ немецкого писателя дополнили информацией некоторых, кто стал очевидцем той истории. После приказа Екатерины II узника доставил в заточение генерал-майор Силин. В тюремной книге заключенного записали как «Безымянный». Его кормили одним хлебом и поили водой в погребе, где даже не было двери. Питье и пищу он получал через окошко. Позже Павел I подписал приказ о том, чтобы такое содержание оставалось неизменным.
Эксперты полагают, что здесь что-то не так, поскольку Павел, будучи сыном Екатерины II, просто не позволял себе упустить возможность, всякий раз идти ей наперекор. По мнению историка М. И. Пыляева, скорее всего, здесь дело в необходимости сохранения какой-то тайны.
Безусловно, такое отношению к узнику, у которого даже нет имени, привлекло общественность. Многие стали задумываться о том, что безвестная особа занимает высокое положение. И тут «посыпались» разные версии, примечательно то, что споры продолжаются по сей день.
Версия 1: cын-самозванец Екатерины II
А. П. Дмитриев, работавший в музее-крепости Корела, считает, что пленником был никто иной, как Иван Пакарин, а именно, самозванный сын императрицы и графа Никиты Панина.
Еще в юности Панин стал придворным камер-юнкером. Парень с красивой внешностью, умеющий красиво ухаживать, был закадычным лентяем. Поговаривают, что он даже проспал свое свидание, которое ему назначила молодая императрица, и в результате, конкуренты его «подвинули». Но позже Екатерина все равно приняла его в качестве приемного родителя для своего сына Павла.
Версия 2: cуженный дочери Екатерины
Некоторые полагают, что Иван Пакарин представился не сыном Екатерины, а возлюбленным ее дочери, которой, по сути, у нее нет. Известно, что у императрицы был лишь внебрачный отпрыск от графа Орлова – Алексей. Несмотря на то, что Екатерина не принимала участие в его воспитании, всячески старалась окружить заботой. Благодаря ей Алексей стал образованным человеком.
Версия 3: узник – Иоанн Антонович
Историк М. И. Пыляев полагает, что этот таинственный преступник никто иной, как племянник Анны, коронованный в 2-месячном возрасте, а спустя год его свергли по указу Елизаветы. Именно под ее влиянием дитя вместе с матерью вывезли на Север.
После исполнения 16-летия Иоанна поселили в крепость. Сама же императрица всячески пыталась стереть со своей памяти все, что напоминало об этом человеке, и даже приказала изъять все монеты с его ликом. Также запрещали произносить его имя: сначала ребенка называли Григорием, позже – Безымянным.
Навестить юного узника намеревался сам император Петр III. Пыляев внес некоторую точность: приказ о заключении молодого пленника в Кексгольме вступил в силу в день заступления Екатерины на престол, а до этого он находился в качестве пленника в Шлиссельбурге. Данный факт подтвержден запиской к Понятовскому.
Пыляев предполагает, что, скорее всего, сначала Иоанна якобы убили, затем вывезли в Кексгольм. Историк, руководствуясь отчетом генерал-майора Силина, рассказал о том, что на Ладоге был сильный шторм, от которого корабль просто развалился, а узника с завязанными глазами доставили на берег. На тот момент пленнику было всего лишь 23 года. Его заточили в погреб в Кексгольмской крепости, где просидел 30 лет.