Недавно известная артистка России, посвятившая большую часть своей жизни театру и кино – Лия Ахеджакова отмечала свое 83-летие. Именно она прославилась среди советских кинозвезд как самая принципиальная личность: если роль для нее была не интересной, она с легкостью могла отказаться от гонорара, каким бы привлекательным он ни был. На сцене театра «Современник» Лия Ахеджакова уже более 45 лет, при том, что начинала свою карьеру с исполнения детских ролей. Даже «родной» отец, ну вернее, его считали родным, не предполагал, что актрисе удастся выйти за «грани театра».
Кто по происхождению?
Актриса никогда не рассказывала о своем биологическом отце, поэтому о нем до сих пор не знает никто. Фамилию она получила от отчима – режиссера Меджида Ахеджакова.
Мать Лии – Юлия познакомилась с мужчиной в Красноярском крае. К этому моменту девочке было уже 3 года. Ранее она жила в Днепропетровске, там же и родилась Лия. В этом мегаполисе мать «развернула» свою театральную деятельность – выступала на сцене одного из известных театров. Коллеги поговаривали, что она закрутила роман с одним из работников театра – с неким Семеном Найхемом. Однако был ли он отцом Лии, Юлия никогда не говорила дочери.
Сама же Лия считала своим отцом человека, который ее вырастил и дал свою фамилию. Он для нее стал эталоном настоящего мужчины и одним из самых близких людей. Советская артистка никогда не скрывала то, что в ее венах течет кровь старинных адыгейцев.
В послевоенные годы вся семья Ахеджакова вернулась на родину – в город Майкоп. Здесь актеры решили основать драматический театр. Меджид работал режиссером, а Юлия стала известной актрисой. Поэтому Лия можно сказать «жила» в театре, однако о том, чтобы стать актрисой, даже и не думала, да и сами родители хотели, чтобы она получила более успешную и надежную специальность.
Окончив школу, она стала студенткой МИЦМ, однако спустя 1,5 поняла, что это не ее, забрала документы и подала их в ГИТИС. Родители не поддержали дочь в этом решении, потому что знали, каким тернистым будет ее путь. А отчим вообще напрямую сказал, чтобы она даже не рассчитывала на что-то другое, кроме театральных выступлений, однако Лия не стала слушать родителей и упорно шла к своей цели. Приемный отец оказался прав, правда, только на 50%.
Резкий взлет в карьере
Еще в студенческие годы девушка стала периодически появляться на сцене ТЮЗа. Будучи маленькой, щупленькой и шустрой, ей действительно было сложно заполучить одну из лучших ролей, кроме театральной. Более того, первые 16 лет своей актерской деятельности она посвятила исполнению детских образов, мелких зверьков. Но, как и большинство актрис советского театра и кино, она мечтала сыграть одну из главных и узнаваемых ролей.
Спустя какое-то время в ее творчестве произошли резкие изменения, и этому посодействовала Галина Волчек, пригласившая ее в «Современник». Галина спросила девушку, почему она хочет покинуть стены ТЮЗа, та ответила, что просто надоело постоянно играть белок и зайцев. После смены места работы, репертуар артистки стал более разнообразным, а после того, как Лия сыграла сразу 4 роли в одном из спектаклей Романа Виктюка, так и вовсе стала настоящей театральной звездой.
Однако всесоюзную популярность советской актрисе «принес» не театр, а кинематограф. Первую роль девушка получила в возрасте 35 лет в киноленте «Ищу человека» и сразу же привлекла внимание кинокритиков и режиссеров. Через пару лет о ее имени узнали телезрители по всему СССР, когда она выступила в образе подруги главной героини в известном фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьба, или С легким паром!»
После этого критик во всю заговорил о том, что в стране появилась новая звезда и зажег ее сам Рязанов. Еще через 2 года Лия блистательно сыграла образ секретарши Верочки в еще одной киноленте Рязанова «Служебный роман». По сей день интересные фразы ее героини вспоминают и цитируют многие. Не менее известной стала кинолента «Гараж», в которой роль для актрисы писали исключительно под нее. Не зря Лия была якобы «музой» Рязанова, ведь именно он смог разглядеть в ней скрытый талант и полностью раскрыть его. Да и сам творческий деятель очень хорошо относился к звезде. Как-то он сказал, что с ее маленьким ростом, неправильными чертами лица и писклявым голосом, мечтать о такой карьере даже и не стоило. Однако он смог разглядеть в этом «зайчике» настоящий талант. Рязанов понял, что она способна на многое, а ее актерские качества не знают границ, ведь она смогла безупречно исполнить множество разнообразных ролей.
Непоколебимая принципиальность
Несмотря на то, что легендарный фильм «Ирония судьбы» стал решающим для Ахеджаковой, она почему-то не захотела сниматься в его продолжении, в отличие от своих коллег. Даже при том, что ее неоднократно уговаривали, она не стала изменять своим принципам. Константин Эрнст предложил актрисе за 2 дня съемок в качестве гонорара квартиру, но она была просто непоколебимой.
По сей день для многих она, как непосредственный и добродушный человек, который неравнодушен к чужим бедам. Ахеджакова вместе со своим компаньоном занимается благотворительностью, собирая средства для лечения детей-сердечников, а также принимает активное участие в продвижении актеров из провинций.
Для Эльдара Рязанова это очень скромный и искренний человек с устоявшимися принципами и нежеланием мириться со злом и несправедливостью. Именно эти ее личные качества делают каждую ее роль неповторимой, интересной и привлекательной.