Во времена царской России вся русская знать увлекалась охотой, также эту традицию неуклонно почитали советские чиновники. Более того, охота была не просто мужской забавой, но и неким политическим инструментом для налаживания связей с зарубежными чинами. Возможность поохотиться была не только у правителей и высокопоставленных чиновников, но и у простых жителей страны. Ведь не зря, это любительское занятие во времена Советского Союза было одним из самых популярных в спорте. В планах государства и соцхозяйства было прививание охотникам любви к природе и воспитание в себе силы, ловкости и выносливости.
Традиция для элиты
Благодаря Октябрьской соц революции произошли резкие перемены в государственном строе, а именно, сформировались новые порядки пользования природными ресурсами, не обошли они стороной и охотничье хозяйство.
Во времена царской России этот промысел был на этапе процветания, однако один советский декрет решил судьбу охотничьих угодий, провозгласив их всенародным достоянием. В результате этого вся дичь, в том числе и звери стали госсобственностью, находящейся под жестким контролем государства. С тех пор начали действовать единые правила для всех охотников, в свою очередь, государство брало на себя ответственность за регулирование поголовья диких птиц и животных, стало оказывать поддержку любителям этого промысла и ввело ограничения в виде лицензий, запретов.
Наряду с нововведениями образовались специальные объединения для любителей этого промысла. Ленин был одним из самых знатных фанатов охоты, и это, кстати, положительно сказалось на развитии отрасли. Зато Сталин, который относился к такому занятию с безразличием, чуть ли не уничтожил охотничьи традиции напрочь. Чего уж там говорить о послевоенных временах, когда великий вождь на первое место поставил восстановления первостепенно важного хозяйства.
На пороге 50-х годов он ликвидировал несколько десятков заповедников, на территории которых были охотничьи угодья. В результате некоторые богатые дикими зверями угодья после ухода егерей становились поприщем для браконьеров, истребляющих в буквальном смысле все, что движется.
С приходом ко власти Никиты Хрущева ситуация изменилась, он вернул охотничьим территориям их прежний статус сразу же после смерти Сталина. Кроме того, новоиспеченный генсек трансформировал охоту в один из самых занятных досугов партийных, а также высокопоставленных военных чинов и авторитетных «заморских» гостей.
Хрущеву удалось быстро возродить заброшенную отрасль, распорядившись открывать показательные охотничьи хозяйства. Заказник Завидово стал самым образцовым популярным объектом, который регулярно пополнялся животными и застраивался домиками для отдыха. На его территории принимали иностранных гостей, проводили застолья, делали снимки с трофеями, и параллельно решались политические вопросы.
Брежнев также, как и Хрущев, был знатоком в этом промысле, а его соратники и гости из-за рубежа часто дарили ему роскошное оружие. Даже в тот период, когда здоровье Брежнева пошатнулось, он не мог отказать себе в удовольствии поохотиться. Не имея силы плотно прижать к плечу оптический прицел, Брежнев часто возвращался в столицу с травмами от его ударов.
Свод правил
Во времена СССР это занятие было популярным и среди простых жителей. Повсюду формировали охотничьи объединения, занимающиеся организацией спортивной охоты, а также контролирующие всех, кто владел огнестрельным оружием. Главной задачей таких сообществ стала забота о популяции животных и птиц, и предупреждение вымирания видов.
В СССР природный фонд насчитывал более 100 видов диких животных, около 200 разновидностей птиц, которых можно было отстреливать.
На территории страны действовали определенные запреты на отстрел некоторых редких видов птиц и зверей, причем на весь год. Более того, некоторые виды были недоступны для отстрела в определенный сезон и по некоторым регионам. Зато можно было охотиться на волков, ястребов, шакалов и росомах, поскольку именно эти хищные животные наносили большой ущерб сельскому хозяйству. В весеннее время года под защитой были пернатые, за исключением тетерева, глухаря, селезня и самца вальдшнепа. Официально сезон открывался в ноябре и финишировал зимой.
Браконьеры и студенты-инициаторы
В начале 60-х годов любители этого промысла стали часто нарушать установленные в хозяйствах правила, причем настолько, что нанесенный ущерб природному фонду заметили даже в правительстве. Так, было обнаружено много охотников-одиночек, не состоящих в профильных объединениях, провоцирующих браконьерство. По этой причине государство приняло закон об обязательном привлечении любителей в официальные сообщества. Прием охотников проходил через экзамен. Помимо этого, власти усилили разъяснительную работу среди жителей страны по защите природы, ввели штрафы для нарушителей. Поэтому охотничьи инспекции имели полное право штрафовать браконьеров, взимая с каждого по 300 рублей. Это при том, что средняя зарплата в стране в те времена составляла около 700 рублей, поэтому такое наказание хорошенько «било» по карману.
Стоит отметить, что существующее на тот момент Всероссийское общество по охране природы нельзя сказать, что руководствовалось исключительно благими намерениями. Его представители больше вели борьбу за красивую отчетность и расширение его команды. Уже в 70-е годы появилась конкурирующая организация, в которой состояли добровольцы-дружинники – преимущественно студенты советских вузов. Дело в том, что именно эта категория населения идеально подходила для роли идейных и хватких людей на фоне пропагандистов. Тем более, юношеский энтузиазм способствовал тому, что молодые дружинники вели борьбу за сохранность природы не по обязанности, а от чистого сердца.
У каждого из них были удостоверения инспекторов-общинников, они собирались группами и дружно отправлялись на задержание браконьеров в водные и лесные угодья. Они были уполномочены оформлять протоколы и выписывать денежные штрафы. Было и такое, что для некоторых нарушителей все заканчивалось тюрьмой. Поэтому дружинники были настоящей головной болью браконьеров, и если от охотничьего или рыбного надзора еще как-то можно было откупиться, то здесь не было никаких компромиссов. Именно сознательность студентов поспособствовала тому, что за решетку попали несколько руководителей промышляющих банд.
Что касается Брежнева, то он был неординарной личностью, требовавшей чего-то особенного и необычного.