“ТРИВА” – известная группа молодых фотографов, которые работали в Кузнецком металлургическом комбинате. Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов запомнились многим благодаря необычным фото, которые были сделаны прямо на заводе.
Их работа в КМК прекратилась сразу же после попыток сделать эти фотографии. Причиной стало “очернение социалистического образа жизни”. Архивы пришлось уничтожить, увольнение с основного места работы не сломило мужчин – они продолжили заниматься фотографией уже без ограничений и запретов.
“Мы называли это “свободной охотой”. “Добычей” же служили обычные прохожие на улице, которые даже не подозревали о съемке. После плодотворного дня я приходил домой с пленкой полной изображений”, – делился Владимир Соколаев.
Создатели ТРИВА снимали не только на территории завода, но и просто на улицах. Большая часть их работ – изображение повседневной жизни обитателей Новокузнецка.
Участники ТРИВА действовали по определенным принципам, один из которых – отсутствие ретуши и исправлений на получившихся фотокарточках. Но главным правилом был полный отказ от постановок при съемке. Камера должна была передавать именно те события и образы, что происходят на самом деле. Фотографы никогда не комментировали как людям необходимо себя вести, чтобы снимок получился более выгодным.
Эти принципы были нехарактерны для традиционной фотографии того времени, даже исторические снимки были постановочными.
“В Советском Союзе в фотографиях не было натуральности, наигранность чувствовалась сразу же. Например, если фотографу следовало отснять тракториста, то для этого искали специального человека, а также новый трактор, сильно отличавшийся от тех, которые используют люди в поле. Получается, фотограф должен был создать мнимый кадр и передать несуществующую жизнь только лишь в идеологических целях”, – комментировал куратор группы.
Отказаться от подобных съемок полностью и следовать своим принципам фотографам удалось только в конце 70-х годов. Тогда у них уже появилась желанная аппаратура – японский “Кэнон” и немецкий “Лейки”. Владимир Воробьев отметил, что приобретение новой техники стало переломным моментом в их жизни. Качественные фотоаппараты помогли еще сильнее развить идею, которой горели молодые люди, однако, именно это и привело к прекращению существования этой группы.
Коллектив ТРИВА начал свое существование в 1981 году, после чего принимал участие в большом количестве выставок и конкурсов. Эти талантливые личности не гнались за эффектами – в их фото была своя особая и неповторимая энергетика. История каждого изображения была уникальна, при этом легко читалась. В итоге, получалось, как у Чехова – внешне все просто и понятно, но за этим незатейливым первым впечатлением скрывались талант и глубина.
Фотографии группы ТРИВА заслуженно можно назвать шедевром. А все потому, что они не про эффекты и внешнюю оболочку, а про настоящую человеческую жизнь, атмосферу бытия.
Помимо эстетической значимости, снимки этого коллектива несут ценность и как исторические документы.
“Мы живем одной целью – фиксировать каждую секунду жизни нашего города. Поскольку нас никуда не звали и не приглашали, выход был один – снимать истории жизни обычных людей”, – заявлял Александр Трофимов.
Эти кадры нельзя рассматривать как “чернуху” – они лишь несут ностальгическую функцию, навевают нежность и пробуждают теплые воспоминания о былых временах. Некоторые даже называют эти фотографии “машиной времени” – посмотрел на них и сразу “влетел” на сорок лет назад.