Занимать высокие посты в советские времена, особенно в 30-40-е годы, было опасным, поскольку в любой момент положение дел могло резко измениться. И тому есть подтверждением приговоры высшей меры, которые были вынесены трем наркомам и 11 их заместителям. Жилье осужденных подвергалось обыскам, а репутация разрушалась самыми нелицеприятными находками, которые разглашались всему обществу. Что же находили необычного у высоких чинов Советского Союза во время осмотров?
Лаврентий Берия
Арест этого наркома граждане СССР ждали с особым нетерпением. Ведь слухи о его участии в любовных связях с разными девушками, причем даже несовершеннолетними, вызвали небывалое возмущение у жителей страны. Самое интересное то, по результатам осмотра оказалось, что Берия действительно был страстным женолюбцем.
Летом 1953 года во время обыска были найдены странные находки, которые послужили поводом для осквернения наркома.
Репутация Берии пострадала на очередном пленуме, когда секретарь ЦК КПСС, Николай Шаталин поднял вопрос об аморальном поведении наркома. Он также принимал участие в осмотре жилья руководителя и его задачей было найти компромат, чтобы очернить Берию.
Во время обыска кабинета, Шаталин случайно «напоролся» на женские интимные принадлежности и ему явно было неприятно говорить об этом при всех.
В документе подробно расписаны все аксессуары, найденные в тот день. К примеру, среди женских вещей в кабинете начальника нашли спортивный костюм, женские блузки, косынки и даже нижнее белье. В сейфе у него хранились дорогие, более десятка пар импортных чулок, столько же комплектов шелкового нижнего белья и других экстравагантных принадлежностей.
Проводившие обыск полагали, что такие принадлежности женского туалета, нарком хранил в качестве подарков для своих любовниц, которые нередко посещали его кабинет, причем не совсем по рабочим моментам.
Кроме того, на пленуме секретарь заявил о нахождении других развратных принадлежностей, правда, не внес точности, что конкретно было найдено. Конечно, можно такого нафантазировать, услышав само даже слово «разврат». Однако, полагалось, что это были всего лишь кондомы, поскольку Берия финансировал их производство на заводе в Подмосковье.
Согласно описи, в кабинете наркома было найдено подростковое белье. На этом моменте не стали заострять внимание, а лишь только упомянули. Начальник охраны Берии подтвердил тот факт, что его шеф часто общался с разными женщинами в своем кабинете. Также он подтвердил и то, что Лаврентий регулярно устраивал любовные шалости практически со всеми дамами, которые побывали в его особняке. У него даже был список с именами последних 20 женщин, побывавших у Берии.
Конечно, такое безудержное пристрастие к сексу имело свои последствия: неоднократные беременности, дети от таких случайных женщин, аборты и разные венерические заболевания. Примечательно то, что у Берии была жена – Нино Гегечкори, которая славилась своей красотой на весь Кремль.
После ареста наркома, имена женщин, с которыми он вступал в связь не стали разглашать, да и сами любовницы предпочли все держать в тайне.
Маршал Жуков
Чтобы подорвать репутацию высшего военного начальства Сталин шел на разные авантюры, и тому ярким примером стало так называемое «трофейное дело», которое «пришили» маршалу Жукову. Жадный ко власти руководитель страны не мог выдержать того, что после победы над немцами, народ восхищался не только его достижениями, но и заслугами военачальников. Особой славой у советских граждан пользовался маршал Жуков, которого стали называть маршалом Победы. Будучи в таком почете, его свержение с «пьедестала» стало особенно унизительным.
Жуков был обвинен в воровстве и вывозе из Европы дорогостоящей мебели и других ценных предметов. На самом деле, красноармейцы так и поступали, однако маршал, будучи в своем положении, мог позволить привозить такое добро целыми вагонами. Как было указано в деле, количество таких вагонов было 7. Что уж там говорить о рядовых солдатах, которые ничего не видели в этой жизни, но маршал – лицо Красной Армии и честь страны, вдруг позарился на европейские блага? Тем более, что этого добра хватает на Родине.
Раскруткой для «трофейного дела» якобы стало служебное письмо Николая Булагина, который впоследствии быстро взлетел по карьерной лестнице и стал маршалом. В содержании говорилось о том, что маршал переправил в Союз 7 вагонов, набитых разными предметами быта. По документам все это добро принадлежало ему.
В список товаров вошли: дорогостоящая мебель из разных видов дерева, обитая дорогими тканями. На Жукова завели уголовное дело. «Посыпалась» череда допросов, обысков. Но военачальник был предусмотрительным, поэтому при осмотре его жилья ничего подозрительного найдено не было.
Сначала обыскали его квартиру в столице, но сотрудникам НКВД ничего не удалось найти. Правда, в сейфе маршала нашли множество драгоценностей, но все они были изготовлены в СССР, поэтому придраться было не к чему. Тем более, что маршал, имея достойную зарплату, мог себе позволить такие вещи, причем в немалых количествах. Однако это было не то, что искали чекисты. Их интересовали трофеи и предметы, которые могли бы стать уликой, чтобы дать делу ход.
Тогда сотрудники НКВД наведались на дачу Жукова, расположенную на Рублевке, и здесь они нашли множество вещей, которые можно было счесть за «трофейные».
В архивных документах НКВД написано о том, что комнаты рублевской дачи походили на большие складские помещения, в которых было все, что душа пожелает: дорогостоящие ткани, около 300 меховых шкур, ковры, сундуки, музыкальные инструменты, картины, посуда, оружие и прочее.
Некоторые из предметов отличались уникальностью, что чекисты, проводящие осмотр, не могли понять, что это на самом деле. В описи были указаны стеклянные шары, иконы, золотые украшения с необычными гравировками. Если говорить о шкурах животных и золоте, то здесь все понятно, но вот зачем маршалу понадобились столь необычные принадлежности? Он что занимался магическими ритуалами? Этот вопрос был также задан Жукову, однако тот все отрицал.
Нашлись даже те, кто осквернил Жукова, не имеющего военного образования, мол, свой талант военного он приобрел с помощью чар и магических сил. Скорее всего, у маршала просто была тяга к накоплению, дорвавшись до европейских уникальных вещиц, он просто не мог себе отказать в их покупке. К тому же вещи, которые он привозил так и лежали неразобранной кучей. Вероятно, он просто их складировал, так ни разу и не воспользовавшись.
Будучи на допросах, маршал уверял, что это обычное барахло, лежавшее на его даче, и не представляющее никакой ценности. Хотя не знал, что оно стоило целого состояния. Скорее всего, если бы он понимал, что в дальнейшем это «сыграет» против него, то быстро от всего этого барахла избавился, особенно, когда «запахло жареным».
Все найденные предметы были использованы как доказательство того, что он скупердяй, барахольщик и чуть ли не вор, особенно, если учесть, что большинство красноармейцев везли домой ворованные, но точно не купленные трофеи. С другой стороны, это никак не соответствовало образу великого маршала Победы. После этих событий честь и репутация Жукова были просто растоптаны.
«Кровавый карлик»
Николай Ежов завоевал славу одного из самых злостных кровавых репрессоров советских времен. Он был «преданной собакой» Сталина, поэтому был в большом почете у руководителя СССР. Однако это длилось недолго.
Как прошло детство наркома, известно лишь с его слов. Выходец из Санкт-Петербурга, родившийся в простой семье рабочих, он начал трудиться уже в 11 лет. При том, что часто болел и был хилым. В детстве у него был туберкулез, также он страдал хронической анемией. Оба заболевания отразились на внешности Николая. У парня была непропорциональная маленькому телу голова, а его рост составлял всего лишь 150 см.
Есть мнение, что Сталин не признавал высоких и статных людей в своем окружении, стараясь привлекать в свое общество тех, кто ниже него. Поэтому для маленького карьериста это было даже на руку. Работая в НКВД, он наконец-то «дорвался» до возможности поквитаться со всеми, кто смеялся над его маленьким ростом. Чем он, по сути, и занялся.
Он словно «собака-ищейка» активно выискивал врагов народа, что казалось, его просто не остановить. Достаточно лишь того, что он был главной НКВД в 1936 году, когда в стране начались массовые, страшные репрессии. По некоторым данным, он выступил инициатором расстрела около сотни тысяч человек. Каждый день на столе у Сталина лежали около двух десятков документов с отчетом об арестах и казнях, которые он возглавлял. Нередко Ежов ходил в кабинет «Вождя», чтобы отчитаться лично.
При всем этом «кровавый репрессор» отличался тактичностью, вежливостью, был всегда мягким и уступчивым, поэтому догадаться о его демонической натуре было очень сложно. Примечательно то, что он любил литературу, особенно Сергей Есенина, даже сам написал книгу, в которой попытался объяснить, откуда «веет ветер» оппозиционных настроений в Советском Союзе. Рукописи понравились Сталину, однако до издания книги дело так и не дошло, поскольку политические дела в стране быстро менялись, и руководитель постоянно вносил правки.
Будучи наркомом, Ежов лично принимал участие в обысках. Позже осмотр, проведенный у него самого, показал, что он не пытался спрятать какие-то важные документы даже, если они могли проходить по делу как вещественные доказательства.
В его коллекции были пули, которыми убили Григория Зиновьева и Льва Каменева. Ранее эти вещи хранились у Ягоды, который был его предшественником.
Ежов увлекался сбором вещей, которые погубили судьбы многих одним лишь росчерком своего пера. При обыске его дома был найден тайный сундучок, в котором он бережно хранил эротические снимки и некоторые принадлежности «для взрослых».
Ежов также, как и его жена отличались неординарными взглядами на жизнь, и тому есть подтверждением, постоянные связи супруги наркома с другими мужчинами. Более того, ее любовные похождения были известны всей общественности и обрастали слухами.
Об этом даже узнал сам Сталин, который возмущенно заявил, мол, нарком не может приструнить свою жену, а чего там уж говорить об изменах Родине? Хотя приструнить не мешало бы и самого Ежова, о котором не меньше ходило слухов. Сам же Ежов признался, что имел интимные отношения не только с дамами, но и с мужчинами.
Во время задержания в доме Ежова было найдено безмерное количество алкоголя. Да и сам Сталин нередко возмущался, что нарком порой пропадает и невозможно его найти. Сам же он в это время просто отсыпался после бурных пьянок.
Генрих Ягода
Сразу же после задержания от Ягоды отреклось все общество. Все подопечные, которые ранее выполняли его приказы, тотчас же принялись расследовать его дело. Те, которые попали с ним в одну «упряжку» как соучастники, шли навстречу следствию, и писали чистосердечные признания под диктовку. В результате Генрих Ягода стал ярым противником Сталинского режима и вдобавок – зачинщиком подпольной деятельности.
Считать своих коллег предателями было неправильным, ведь в те времена им просто приходилось спасать свои жизни любыми путями. Самое страшное то, что от Ягоды отвернулась даже родня, в частности отец, который написал об этом в письме «Великому вождю».
Ягода был первым из всего руководства НКВД, против которого завели уголовное дело. Позже стало ясно, что это стало традицией, а те, кто подписывал смертные приговоры, рано или поздно повторят участь своих жертв.
Генриху предъявили обвинения, затем провели обыск его жилья. Бывшие соратники то и делали, что меняли один лист за другим, описывая множество вещей, накопленных чиновником.
В домашнем «арсенале» он имел более четырех десятков оружия разного вида, патронов, антиквариат, дорогие вещи, посуду, драгоценности, меховые изделия, ткани. Однако и это было не самым интересным…
Ягода оказался большим ценителем кинематографа. Примечательно то, что в его коллекции были особенные фильмы, которые достать в советские времена было практически невозможно. Да и заграницей они продавались только в магазинах для взрослых. Такого же содержания были найдены многочисленные фото, и игрушка, которая в дальнейшем будет найдена у его преемника – Ежова. Да, Ежову трофейный сундучок тоже пришелся по душе, поэтому во время обыска он решил его «прикарманить».
Кстати, пули, которым были убиты Каменев и Зиновьев также изначально хранились у Ягоды. Для чего ему понадобилось все это барахло? Дело в том, что Генрих – выходец из бедной семьи, и был недалеким человеком, которому свойственна болезнь к накоплению, и желание окружить себя всем, чем только можно. Скорее всего, счастье они испытывал не в вещах, а в их безмерном количестве. Возможно, если бы он взял пример со Сталина, то, скорее всего, его карьерная жизнь, имела бы более успешный финал.
На фоне всего этого «великолепия», при обыске дома Сталина после его смерти, подобных предметов, вещей и всяких безделушек не нашли. Скорее всего, руководитель страны был более масштабным человеком, который мог коллекционировать не картины, драгоценности или меха, а недвижимость (дома или дачи).