Людмила Гурченко – популярная кинозвезда, одна из тех, кому посчастливилось сняться в культовой роли, сразу же завоевать бешеную славу и любовь миллионов телезрителей. Такую популярность ей принесли съемки в фильме «Карнавальная ночь». Грациозная и обаятельная «Леночка Крылова» получала массу писем из разных городов СССР.
Примечательно то, что общение Гурченко с Эльдаром Рязановым, который, можно сказать, «подарил ей эту славу», прервалось на несколько лет. Людмилу «забраковали» на роль в «Гусарской балладе», поскольку режиссер не представлял ее в роли скакуна. Более того, позже он завалил ее пробы к киноленте «Ирония судьбы, или с легким паром».
В 1980 году Гурченко удалось покорить непоколебимого режиссера своим талантом, исполнив песни Шульженко, Бернеса, Утесова в фильме Евгения Гинзбурга «Песни войны». Как раз в тот период Рязанов совместно с Брагинским уже подготовили сценарий фильма «Вокзал для двоих», в котором любимой девушкой пианиста Платона Рябинина должна была стать молоденькая официантка.
«18-летняя девушка с сияющими глазами, не имея горького опыта за плечами, полна сил и энергии. Ее роль непременно должна сыграть Гурченко»,
– заявил режиссер.
Тут же создатели фильма стали «подгонять» образ героини под Людмилу Гурченко. «Сияющие глаза были заменены бесконечной усталостью, а вместо 18-летней девушки зрителям была представлена ухоженная женщина средних лет».
Главной целью режиссера было раскрытие обаяния и красоты героини перед тем, как она скажет своему герою Олегу Басилашвили фразу: «Мне…никто…никогда… таких слов не говорил…». До этих слов Рязанову нужно было максимально «подавить звездность» актрисы, что было крайне сложно.
Гурченко стала первой нашей звездой, которую можно было смело ставить наряду с европейскими знаменитостями: идеальные формы, при том, что она скептически относилась к диетам и универсальный талант (пение, танцы, умение сыграть яркие роли в комедии и трагикомедии), при этом повышенный, даже фанатичный интерес к работе, просто вызывали восхищение у многих. Работая над главной ролью, она напрочь забывала о личной жизни, собственных интересах, увлечениях, без остатка отдавая себя новому образу. Ну а после того, как съемки успешно заканчивались, говорила:
«Если кто-то может сделать лучше, пусть покажет это»
Однако так никому и не удалось ее превзойти.
Эльдар Рязанов отметил, что во время съемок фильма «Вокзал для двоих» он состоял в идеальных отношениях с Никитой Михалковым, которого он считал одним из лучших актеров, качественно выполняющим поставленные задачи.
Особенно запоминающейся стала сцена встречи в купе, в которой герой Михалкова показал сильный напор, а героиня Гурченко безоговорочное желание разорвать такие отношения. Примечательным стал эпизод, когда Вера грациозной походкой с безупречно прямой спиной, разворачивается и уходит от бывшего любимого по мосту.
Рязанов признался, что реакция зрителей приятно удивила – над фильмом «Вокзал для двоих» рыдал почти весь зал. Авторы этой киноленты даже не предполагали, что может быть такая реакция, ведь они снимали жизненную, а не трагикомическую историю. Режиссер предполагал, что такую реакцию вызвал тот факт, что съемки начинались с финала, а именно, возвращения Платона в колонию, так как нужно было успеть запечатлеть «уходящую» февральскую красоту.
«Съемки этого эпизода проходили на обледенелой горе под мелодию на аккордеоне, и уже после этой сцены сделать фильм более «легким» и менее сентиментальным не получилось»
, – отметил Рязанов.