Манекенщицы Советского Союза всегда отличались изящностью, красотой и были звездами мировых подиумов, их часто можно было лицезреть на обложках западных изданий, поэтому и зарплату они получали не такую, как все простые рабочие, перебиравшие овощи на овощебазах, однако всегда были под пристальным вниманием КГБ.
Их закулисная жизнь всегда была загадкой для зарубежной общественности, а красота и грация – главным козырем Советского Союза в отношениях с Западом. Это прекрасно понимал и сам руководитель страны Никита Хрущев, зная, что отечественные красотки могут стать новым образом СССР в глазах западной прессы. Они были представительницами страны, олицетворяющие красивых и умных женщин с отличным вкусом, умеющих стильно одеваться, выделяясь среди западных звезд.
В советские времена все модели вещей, разработанных Домом моды, никогда не выпускали в продажу, а самым ужасным среди модельеров было то, чтобы «именно твою модель не внедрили на фабрику». В моде и стиле присутствовала провокационность, яркость, закрытость, в общем все, что делало каждую модель неповторимой и оригинальной. Такие вещи, пошитые из дорогих тканей, прямиком отправлялись на международные выставки и перепадали только элите (женам и дочерям партийных).
Чем же так опасна советская красота?
Манекенщица Регина Збарская стала одной из самых выдающихся красоток того времени не только в своей стране, но и на Западе, попав на обложку французского глянца «Paris Match», издатели которого назвали ее «красивым оружием Кремля». В 1961 году Регине удалось покрасоваться на международной торгово-промышленной выставке, где она просто затмила всех, даже само выступление руководителя СССР – Хрущева и достижения страны в сфере промышленности. Збарская вызвала восхищение у Кардена, Сен-Лорана и Феллини. На то время полеты заграницу были большой редкостью, однако Регина там бывала регулярно. Ей даже удалось посетить недосягаемый Буэнос-Айрес, когда она уже работала у Вячеслава Зайцева и перестала выходить на подиум. Перед вылетом у нее возникли проблемы, так как она имела при себе несколько чемоданов с вещами, которые не проходили таможенный досмотр. Представители СМИ частенько называли ее «стройной посланницей Хрущева», а сотрудники Дома моделей и вовсе в открытую обвиняли в связях с КГБ. Более того, пустили слухи, что она вместе со своим супругом принимала дома инакомыслящих, затем доносила на них. Сегодня, некоторые исследователи утверждают, что биография Збарской уж очень сомнительная, и причиной тому – подготовка девушки в разведчицы, которую затеяли еще с ее ранних лет.
Если верить словам Валерия Малеванного (генерала-майора КГБ в отставке), то родителями Регины были разведчики-нелегалы, долгое время проработавшие на территории Испании, и выдающие себя за офицера и бухгалтера. В 1953 году 17-летняя Збарская уже владела 3-мя иностранными языками, умела прыгать с парашюта и стала мастером спорта по самбо.
Как были связаны манекенщицы с интересами государства?
Оказывается, что общественность обвиняла в связях с КГБ не только Збарскую, но и других моделей, которые хотя бы раз побывали за рубежом. И это вполне объяснимо, ведь помимо дефиле на больших выставках, красотки принимали участие в различных приемах и торжествах, а также «дежурили» на стендах. Некоторые из них даже присутствовали на подписании договоров.
Безусловно, попасть за границу могли лишь лучшие из лучших и для этого нужно было пройти через несколько инстанций. Конкуренция была очень жесткой, модели даже умудрялись отправлять друг другу анонимные письма, а кандидатку на «коронное» место назначала лично замдиректора по международным связям Дома моделей майор КГБ Елена Воробей. Более того, как утверждает одна из сотрудниц этого учреждения, Воробей держала под жестким контролем все, что происходило среди его работников и о любом нарушении докладывала «верхам».
У попавших за границу тут же забирали паспорта, а при выходе на прогулку выпускали только по 3-е человек. Ночью все спали, как в пионерлагере – каждый в своем номере, более того, перед сном ответственный делегации проверял, все ли девушки на своих местах. Проходя элитный район, манекенщицы частенько рассматривали через витрину модные наряды, но купить себе их не могли позволить, так как 5 рублей командировочных хватало лишь на сувениры родным.
Каждая съемка с участием советских красоток проводилась после согласования с министерством, а общение с дизайнерами было запрещено, исключением было лишь приветствие с ними, и это контролировали штатные искусствоведы. Самое обидное то, что все подарки, которые вручали, манекенщицы должны были сдать, ну а о гонорарах речь и вовсе не шла. В основном модели получали дорогую косметику.
Советские манекенщицы в роли эскортных: правда или миф?
Известная на то время модель Лека Миронова, которую общественность больше знает как «русскую Одри Хепберн», поделилась информацией о том, как ей не раз предлагали стать сопровождающей первых лиц, однако она наотрез отказывалась, в результате 1,5 года просидела без работы, да еще и несколько лет подряд подозреваемой.
Советские красавицы очень нравились иностранцам, которые влюблялись в них «по уши». Ярким примером тому стала история модели Натальи Богомоловой, за которой приударил высокопоставленный чиновник Югославии Броз Тито да так в нее влюбился, что решил сделать подарок для всей советской делегации – отдых на Адриатике.
Тем не менее популярность и слава не стали возможностью ни для одной советской манекенщицы остаться на Западе. Хотя есть одна история об одной мало известной модели, которой удалось задержаться и остаться в Канаде. Все более известные манекенщицы эмигрировали легально, заключив брак с иностранцем. В 70-е годы главной конкуренткой Регины Збарской стала сногсшибательная блондинка Мила Романовская, которую еще называли «Снегурочкой». Вместе со своим супругом она мигрировала в Англию, накануне отъезда с ней провели беседу представители власти. Также они сделали тонкий намек Галине Миловской, попросив покинуть страну, ведь она «засветилась» на одном из снимке, сделанном на Красной площади во время фотосессии, где сидела в брюках, повернувшись спиной к Мавзолею. Это фото вызвало целый резонанс и многие его восприняли аморальным.
Подобному осуждению подверглись фото не только этой манекенщицы, но и других моделей, к примеру, Гали Миловской: ее изображение на одном из московских журналов, а также фото в полуобнаженном виде. Это довело советскую модель до сильного отчаяния, и от безысходности, она бросила все и уехала за границу, где благополучно вышла замуж за богатого француза.
Несмотря на то, что советских красавиц никто не принуждал к близости с иностранцами, они должны были внимательно слушать все разговоры, записывать и отчитываться о них. Как правило, все, кто должен был ехать в другую страну, владел сразу 2-3 иностранными языками в совершенстве и обладал хорошей коммуникабельностью. Представитель спецслужб Максим Токарев полагает, что эти связи и знакомства в дальнейшем были отличным инструментом для заключения выгодных сделок.
Ну а если манекенщица шла на запретные действия или контакты, то ее репрессировали вместе с семьей. Такая же ситуация случилась с Мариной Иевлевой, которая стала возлюбленной племянника Рокфеллера. Тот собирался сделать ей предложение, посетив несколько раз СССР, однако правительство страны поставило девушку перед выбором – или же она остается, или уезжает, но в таком случае ее семью ждет печальная участь.
Примечательно и то, что даже после распада Советского Союза, не у всех манекенщиц жизнь сложилась должным образом. «Покорять» подиум пришли молодые конкурентки, а все, кто был известен во времена СССР, перестали быть олицетворением «русского чуда».