Многие, кто «отсидел» в тюрьме во времена СССР знают, что слово «химия» никоим образом не связана с наукой. Тогда этим термином простой народ называл строительный процесс в народном хозяйстве, в котором были задействованы некоторые заключенные.
Во времена СССР стройка была на первом плане, поэтому часто не хватало дополнительных рук. По этой причине в 60-е годы работали специальные учреждения, занимающиеся заключенными и привлекающие их к обязательной трудовой деятельности.
Сначала зеков отправляли на стройку химических предприятий, а в дальнейшем и на постоянную работу в этом же месте, но условия труда были там особо вредными, поэтому среди тружеников появилось такое понятие, как «химия». Самое примечательное то, что руками этих трудяг были возведены практически все крупные промышленные объекты СССР.
Эта работа была действительно тяжелой и имела свой определенный режим, однако многие хотели там оказаться, но удавалось лишь некоторым. Как правило, туда попадали отбывающие наказание по общему или строгому режиму, в некоторых случаях в виде исключения направляли зеков из тюрем со строгим режимом.
Безусловно, первоочередными были и кандидаты, осужденные по статьям с небольшим сроком. Но больше всего предпочтение отдавали образцовым заключенным, которые не имели никаких взысканий и нарушений во время пребывания в тюрьме. На «химию» попадали не только тюремщики, но и некоторые правонарушители прямо из судебного зала.
Всех трудяг расселяли в общежитии, которое было закреплено за строительным объектом. В жилом комплексе была строгая система пропусков, где сидели 2 вахтера и на дежурстве было 2 милиционера. Каждое утро и вечер они проверяли присутствие осужденных в своих комнатах, делая перекличку. Поэтому, как правило, все «химики» старались успеть вернуться до начала проверки.
За разбой, прогулы и пьянки работников наказывали: на 1-м этаже был своеобразный карцер, в который запирали нарушителей до того, как приедет наряд милиции. Представители правоохранительных органов забирали заключенных и дальше уже отправляли в вытрезвитель или «обезьянник», а при регулярных нарушениях – обратно в тюрьму.
Как правило, заключенные работали разнорабочими, а тот, кто имел какую-то специальность, работал по ней. Некоторым удавалось получить профессию и разряд во время работы на стройке. Их труд был оплачиваемым, хоть зарплата была и небольшой, осужденных это устраивало, ведь работая в таком месте, они себя частично чувствовали на свободе.