Медикам это явление известно под названием «маска Гиппократа», так они называют лицо, черты которого предвещают скорый уход из жизни. Именно Гиппократ первым обратил на это внимание.
Печать смерти
Несмотря на довольно глубокие познание Гиппократа в медицине, делать посмертное вскрытие ему не позволялось. В 460 – 370 гг. до нашей эры это считалось преступлением и очень жестоко каралось. Скудость знаний об анатомии все же давали возможность предположить, что болезнь не является волей или карой богов, а представляет собой определенные изменения в организме. Великий целитель выявлял и устранял причины хвори, создавая больному такие условия, при которых он очень быстро начинал идти на поправку.
Без вскрытия определить причину смерти было крайне трудно, но чаще всего в те времена люди умирали от болезней брюшины, сегодня они известны медицине под названием перитонит, язва и многие другие, которые поражают желудочно-кишечный тракт. Симптоматика примерно одинаковая у всех: боль в животе сопровождается впалыми щеками, заостренным носом и вдавленными висками. Наряду с вышеперечисленными признаками, мочки ушей оттопыриваются, а сами уши становятся очень холодными, буквально ледяными.
Цвет лица приобретает землистый, зеленоватый или серо-свинцовый цвет, взгляд тускнеет, зрачки подергивает пелена, губы белеют, а уголки рта опускаются. На лбу может проступать пот, при этом сам лоб остается сухим.
В наше время опытный врач может поставить диагноз еще до УЗИ и тем самым спасти пациенту жизнь, во времена же Гиппократа эти хвори практически означали смертный приговор.
Симметрия – знак смерти
Евгений Черносвитов, заведующий кафедрой социальной медицины, доктор медицинских и философских наук изобрел собственную «маску Гиппократа». Проработав долгое время судмедэкспертом у него появилось необычное хобби, он коллекционирует посмертные маски людей. Вскрытие трупов на протяжении многих лет и анализ лиц мертвых людей позволили ему выдвинуть теорию о том, что перед смертью с лица уходит вся асимметрия и оно становится полностью симметричным.
Все мы рождаемся с ассиметричным лицом, но на протяжении всей жизни она постепенно сглаживается, чем ближе дата смерти, тем асимметрия становится менее заметной, пока не исчезает вовсе.
Однажды Черносвитов выступал с лекцией в одной из алтайский колоний. Люди прикладывали зеркала к собственным фото, сделанным в разные годы жизни. В конце лекции к Евгению подошел охранник, говоря что его лицо полностью симметрично. Черносвитов взглянув на него, отметив про себя, что молодой человек прав, лицо действительно имеет идеальную симметрию, но не стал ничего говорить.
Это удивительно, но буквально через день доктору сказали о ЧП в колонии, на того самого охранника с полной симметрией лица накинулся заключенный и смертельно ранил. «Трупов с ассиметричным лицом я ни разу не встречал», отмечает Черносвитов.
Но вот академик Автандил Ануашвили категорически не согласен с коллегой. В его лаборатории было изучено почти два миллиона лиц и таких закономерностей найдено не было. Доктор наук утверждает, что симметрию или наоборот, ее отсутствие, человек часто получает вместе с заболеванием. Например, воспаление тройничного нерва, превратит лицо даже самого глубокого старика в сплошную ассиметрию.