Каждое воспоминание о страшной войне наполнено грустью. Миллионы загубленных судеб и разрушенных мечт. Молодые люди строили свои планы, однако, судьба распорядилась иначе. Но жизнь продолжалась и после войны благодаря героическим воинам и отважным женщинам, которые так же трудились во благо Родине и своей семье.
Салат из одуванчиков и вилки из упавшего самолета
Те, кто побывал в лагерях того времени, помнит, как сложно было просто выжить – кормили скудно: кусок черствого хлеба и несколько овощей. Но даже тем, кому удалось избежать заточения было далеко не просто. Выращенные на огородах и в садах плоды отдавались воинам и партизанам, а какую-то часть отбирали немцы. Женщины пытались выйти из ситуации, как только могли. В ход шло все: ботва от свеклы и моркови и даже одуванчики. А пару клубней оставшегося картофеля зарывали глубоко в землю. Посудой служило все, что было под рукой – части разбившегося самолета, куски дерева и найденные на земле остатки железа.
Самый страшный позор — умереть в мужских трусах
Ветераны часто делились воспоминаниями о том, что все представительницы прекрасного пола даже несмотря на ужасную войну старались оставаться женщинами. Кипятили грязную одежду и белье при любом возможном случае, варили мыло из полевых растений.
Самым постыдным на то время считалось уйти из жизни в мужском белье. Женского никогда не хватало, поэтому в ход шли длинные сатиновые мужские трусы. Вот дамы и волновались, что “негоже в мужских трусах за Родину сражаться”. Самой большой радостью стал момент, когда после окончания военных действий начали выдавать женское белье.
Вместо прокладок девушки использовали старые газеты и вату. Но это требовалось не многим, так как из-за скудного рациона и постоянных переживаний менструальный цикл пропадал. В то время это было даже на руку девушкам, ведь ничего не мешало концентрироваться на другом, более важном.
Тогда даже обычные старые тряпки были в дефиците. Грязные вещи не выбрасывались, постельное белье также было в дефиците. Те женщины, кто пережил войну делились:
“Армия совсем не заботилась о женских особенностях. Помогал нам пожилой военный, который все понимал. Лишнее белье он не забирал, а отдавал нам. А молодые об этом не думали. Приходилось отрывать рукава рубашек, но их было всего двое… Было солдаты вывешивали свои вещи на забор, так мы пару рубашек себе брали.”
Даже в те страшные годы женщины беременели и рожали. Противозачаточных, как и средств контрацепции не было. Девушки создавали свои импровизированные методы – куски одежды они пропитывали смальцем и использовали в качестве современной влагалищной диафрагмы.
Уровень женской смертности был огромен. На ранних сроках случались выкидыши из-за частых стрессов. Погибали и новорожденные дети, и беременные женщины. Военные в части концлагерей проводили опыты над беременными женщинами.
Но, к счастью, не все истории были с печальным финалом. Были и те, кто рожал в поле, у себя дома или по пути к акушерке. Но тем не менее, многие роды заканчивались хорошо. Выкормить и вырастить новорожденных детей было сложно, но женщины справлялись и с этим.
Девушки работали наравне со многими мужчинами, младенцы оставались дома сами, поэтому они становились взрослыми быстро. Женщины, прошедшие войну, рассказывали, что некоторые жили с детьми в лагерях. Кормили младенцев кашей один раз в день, иногда и вечером давали, но очень редко.
Да и не только дети, но и подростки рано взрослели. Они пропустили самые счастливые годы жизни – молодость, и на их плечи сразу свалился груз ответственности – спасти Родину. В душе каждой женщины жила маленькая слабая девочка, которая хотела плакать, но плакать было нельзя, пока не закончится кровавая война.