Подданные всегда интересовались личной жизнью своих правителей, но нередко факты из их биографии превосходили самые «громкие» сплетни.
Запоздалая женитьба первого императора
Михаил Федорович, которому было суждено стать первым правителем из династии Романовых, лишь в 30 лет «заимел» семью, хотя во времена 17 века в этом возрасте уже женили своих детей. Смотрины невест состоялись в 1616 году, когда Михаил «бросил свой взгляд» на девушку по имени Мария Хлопова.
Но его личные предпочтения родители не учитывали, ведь к тому времени мать молодого царя уже подобрала ему подходящую на ее взгляд партию. Поэтому избранницу Михаила тут же «забраковали», сделав ее больной и выслали в Тобольск. Но после возвращения отца, царя митрополита Филарета из польского плена, у девушки вновь появилась возможность выйти замуж за своего возлюбленного, поскольку митрополит не одобрил решение собственной жены. Тем не менее, Хлопова «пережила» не одну ссылку: она скиталась по разным городам вместе с семьей в то время, когда митрополит подыскивал своему сыну невесту из-за границы. Однако была одна проблема: ни одна из кандидаток не соглашалась принять православие. Михаилу почти удалось переубедить отца и жениться на Хлоповой, если бы не ультиматум, который поставила мать. В результате ему пришлось заключить брак с княжной Марией Долгорукой, но случилось горе, новоиспеченная супруга скончалась спустя 5 месяцев после бракосочетания.
Михаил женился второй раз на скромной девушке Евдокии Стрешневой, которой пришлось всю жизнь угождать недовольной и властной свекрови. Единственное, что она твердо решила, так это не менять свое имя после женитьбы, что в те времена было обязательным. Поэтому девушка, которую планировали назвать Анастасией, как первую царицу России, заявила, что это имя не принесет ей счастья, упомянув предыдущую ее владелицу и несчастную Марию Хлопову.
Седина в бороду
Первую супругу Алексея Михайловича – Евфимию Всеволожскую ждала та же участь, что и Хлопову. Один из придворных боярин сделал так, чтобы та упала в обморок на глазах у правителя, в результате ее выслали в Тюмень. Сам же боярин Морозов, который все это подстроил, женил царя на Марии Милославской – сестре его жены. В этом браке родилось 13 детей, 4 из которых умерли, а в 1669 году царь стал вдовцом. Будучи таким «богатым отцом», Алексей Михайлович и думать перестал о женитьбе, но побывав в гостях у Артамона Матвеева, заинтересовался юной 19-летней Натальей Нарышкиной. Чтобы не нарушить традиции и правила отбора, провели очередные смотрины невест, на которых его возлюбленная стала победительницей.
Молодая супруга родила царю дочь Наталью и сына Петра, еще один ребенок – девочка по имени Федора умерла в детстве. Примечательно то, что молодая невестка вызывала лишь одну неприязнь со стороны мачехи – царевны Софьи, а после кончины царя Нарышкины и Милославские продолжили вести упорную борьбу за власть, которая прекратится после восхождения на престол Елизаветы Петровны.
Любовные «страсти» Петра I
Великий правитель Российской империи славился своей бурной жизнью. Без зазрения совести он бросил свою первую жену – Евдокию Лопухину, отправив ее в монастырь. Однако та не смирилась с этим и тут же завела себе нового ухажера – военачальника Степана Глебова, с которым ее познакомил церковник. Не выдержав этого, император приказал казнить Глебова, который в 1718 году скончался от жестоких пыток. По приказу царя майора посадили на кол и спустя 14 часов мук он умер.
Анна и Мария вместо Екатерины
Несмотря на то, что Петр I уже заключил брак с Мартой Скавронской, которую позже переименовали Екатериной, Анна Монс все также оставалась в его фаворитках и имела все шансы стать императрицей. Их любовная связь, которая длилась целых 10 лет, стала весомым поводом для императора задуматься над тем, чтобы узаконить с этой дамой отношения. Он все время восхищался немкой и часто дарил ей дорогие подарки, однако та предала его и тому было подтверждением любовное письмо, найденное у саксонского посланника Кенигсека, труп которого обнаружили в Неве. Переживая измену возлюбленной, Петр I решил возобновить отношения с Екатериной. Но на этом новые измены правителя не закончились, новоиспеченная императрица столкнулась с очередной «преградой» в их семье – Марией Кантемир. Петр в надежде, что любовница родит ему сына, намеревался развестись с супругой, которая изменила ему с братом Анны Монс. Однако зимой 1725 года император умер, а его жена завела бурный роман с Рейнгольдом Левенвольде.
Известные фавориты
В царские времена практически каждая императрица пользовалась своим положением. Так, к примеру, благодаря Анне Иоанновне ее возлюбленный Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и Семигалии. Более того, в своем завещании правительница назначила его регентом при малолетнем Иоанне Антоновиче. Однако воспользоваться этими «благами» ему не удалось, так как он был отправлен в ссылку, из которой вернулся лишь во времена правления Петра III.
Елизавета Петровна, осознавая силу своих чар, еще в 16-летнем возрасте закрутила любовный роман с денщиком отца Александром Бутурлиным. Следующим увлечением царевны стал гренадер Семеновского полка Алексей Шубин, который также, как и предыдущий возлюбленный, был «писаным» красавцем. Сама же Елизавета не скрывала свою слабость к мужчинам в военной форме, а ее любовная связь с кузеном Семеном Нарышкиным закончилась его изгнанием из страны. Но и это еще не весь список имен, отмеченный «на счету» юной красавицы. Благодаря ей Алексей Разумовский – певчий церковного хора, стал графом и генералом. Некоторые даже стали называть его ночным императором, который, между прочим, сохранил свой статус до последних дней императрицы. Последним возлюбленным Елизаветы Петровны стал обаятельный Иван Шувалов.
Но это лишь «цветочки», если говорить о том, как далеко зашла другая правительница великой империи – Екатерина Великая, ведь именно при ней фаворитизм стал официальным институтом. Как раз в тот период, когда она была великой княгиней, императрица пустилась во все тяжкие. Сначала завела тайный роман с дипломатом Сергеем Салтыковым, якобы биологическим отцом Павла I, затем сделала польским королем второго избранника – Станислава Понятовского.
Пожалуй, самым большим ее увлечением стал Григорий Орлов, ведь их любовная связь длилась целых 12 лет, более того, она чуть не вышла за него замуж, однако резко передумала. От него у нее родился сын Алексей, и чтобы скрыть появление первенца от супруга, один из верных подданных Екатерины сделал поджог своего дома и тем самым отвлек внимание Петра III. На смену Орлову пожаловал хоть и красивый, но бестолковый Александр Васильчиков, а следом за ним – Григорий Потемкин, ставший 2-м человеком в империи. Именно он был настоящим другом правительницы, но в качестве любовника задержался ненадолго, уступив эту роль Завадскому, затем Зоричу, Римскому-Корсакову, Ланскому и так далее. Последним в этом длинном списке был Платон Зубов. Примечательно то, что императрица любила молоденьких ухажеров, поэтому все ее фавориты, за исключением Салтыкова, были на порядок моложе.
Фаворитки императоров
Павел I был хоть и скромнее своей матери в любовных делах, но тоже отметился неравнодушием к женской красоте. Сначала он познакомился с институткой Екатериной Нелидовой, которая умудрилась «втереться» в доверие к его супруге Марии Федоровне, однако реализовать свой план и стать его фавориткой не удалось, так как ей помешали в этом Кутайсов и Ростопчин, познакомив правителя с другой более привлекательной дамой – Анной Лопухиной. В результате Нелидова лишилась работы и вернулась в Смольный университет.
Особой популярностью у женщин пользовался обаятельный Александр I, который, между прочим, не испытывал никаких чувств к своей супруге Елизавете Баденской, а его неравнодушие к ее сестре Екатерине, вызывало множество слухов в обществе. Александр I умудрился прожить много лет с Марией Нарышкиной, которая родила ему несколько детей, и все они были записаны на официального мужа.
Его брат – Константин после развода с навязанной ему иностранкой, называемой в православии Анной Федоровной, тут же женился на польской графине Жанетте Грудзинской, причем эта женитьба грозила ему лишением трона, впрочем, его это не остановило.
Несмотря на то, что брак Николая I и Александры Федоровны можно было считать образцовым, император не терял времени и имел длительные отношения на стороне с Варварой Нелидовой (племянницей бывшей фаворитки его отца). Они пробыли вместе 17 лет, практически до самых последних дней Николая. Императрица знала об этой связи и просто решила смириться, более того, сохранила дружеские отношения с фавориткой даже после его кончины.
Если говорить о любовной жизни Александра II, то он во всех смыслах превзошел собственного отца. Еще с юных лет его увлечением были хорошенькие женщины, на каждой из которых он намеревался жениться. С последней своей фавориткой он встретился в Зимнем дворце, где как раз жила его законная супруга Мария Александровна. Как только императрица умерла, он тут же пошел под венец со своей возлюбленной, которая получила титул княгини Юрьевской, а правитель принял всех ее детей как родных. Несмотря на то, что его законные отпрыски были недовольны этим, ничего изменить не смогли.
Как бы там ни было, отец не допустил того, чтобы его сын Александр III пошел по его стопам, который еще в молодости полюбил княжну Марию Мещерскую и хотел на ней жениться. Однако отец настоял на союзе с невестой умершего брата Николая – датской принцессой Дагмар. Сын императора решил пойти наперекор, и даже хотел отказаться от престола, однако княжна, понимая, насколько все далеко зашло, решила отказаться от этого предложения. Принцесса Дагмар стала Марией Федоровной.
Много книг написано о любовной связи балерины Матильды Кшесинской и Николая II, да и сама танцовщица не скрывала их отношений. Как оказалось, это был не последний знаменательный момент в жизни последнего царя: во время путешествия в Японию он повстречал гейшу Моорока О-мацу, и в память о ней забрал с собой ее портрет в виде куклы.