Во времена Советского Союза было популярным массовое производство предметов быта, в том числе и посуды: хрусталя, керамических изделий и так далее. Некоторые из них стали настоящим антиквариатом, по сей день хранящимся у хозяюшек как память о былых временах. Одним из таковых является керамический набор «Рыбки», который большими партиями и в разных вариациях «штамповали» в 70-80-е годы. Тогда это творение легкой промышленности можно было лицезреть за стеклом серванта почти в каждой семье. Долгое время после распада Советского Союза набор из керамики продолжал украшать многие дома граждан, некоторые хранят его до сих пор, есть и такие, кто выставляет на продажу. Поэтому, если вы ценитель постсоветских вещей, то можете легко приобрести такой набор на одной из торговых площадок в интернете, например, на Авито. Здесь вы точно найдете, как минимум, десяток объявлений о продаже «Рыбок». Сегодня мы расскажем об истории появлении «советского шедевра» и его назначении.
Многие наверняка не знали тогда и не знают сейчас, что рыба-графин с пробкой и 6 рыбок – это ликерный набор. Сейчас трудно сказать, использовали ли советские граждане их по назначению, но, скорее всего, такие были. Дело в том, что многие семьи покупали «рыбок» исключительно в качестве украшения, некоторые хранили в них какую-нибудь мелочевку.
Сама же их история возникновения довольно интересная, и берет начало с 1955 года, когда художник-керамист из Грузии Абесалом Барамидзе представил общественности свое творение под названием «караф» – сосуд в форме рыбы с набором рюмок, в котором отстаивают налитое из кувшина или бочки, вино. Рыбки из керамики были впервые изготовлены фарфоровым заводом в Риге.
На тот момент этот товар еще был мало знаком советским гражданам ввиду своей оригинальности и новизны, представленной Барамидзе. Рыба-караф и 6 рыбок-рюмок размещались на красивом керамическом подносе. Работу грузинского художника по достоинству оценили все без исключения, а по сему ее направили на международную выставку в Японию в 1958 году, на которой «Рыбки» вызвали большое восхищение.
Кто настоящий автор этого шедевра?
В некоторых официальных источниках пишут, что автором «Рыбок» является Мери Доментьевна Барамидзе, то есть, супруга и коллега грузинского художника-керамиста. Впрочем, нет ничего удивительно, что ей приписывают эту и еще несколько подобных работ. Ведь не исключено, что эта женщина сыграла ключевую роль в создании незабываемого на протяжении многих десятков лет шедевра из керамики. В тот момент, когда впервые появились «Рыбки», Мери была подчиненной своего супруга, работавшего главным художником на Тбилисском керамическом заводе.
Есть версия, хотя менее распространенная, что автором этого творения является художник по керамике Ольга Селезнева. Между прочим, все варианты раскрасок набора, которых более 20, именно ее работа. Поэтому вполне справедливым было бы упоминать имя и этой талантливой женщины, когда речь заходит об авторе «Рыбок».
Но и это еще не все, в некоторых изданиях пишут, что «творцом» керамического комплекта является художник Николай Федорович Бобик. Дело в том, что после успешно пройденной выставки и признания рижских «Рыбок» в Японии, их вскоре попросту забыли. Однако, Бобик, работающий на то время на Полонском заводе художественной керамики (Хмельницкая область), решил их «возродить».
Дело было в 1962 году, когда украинский художник, взяв за основу скопированный оригинал карафа Барамидзе, внес в него некоторые изменения, преобразив винный набор в ликерный. После этого Полонский завод начал массово изготавливать наборы, быстро получившие популярность в народе: их можно было встретить в самых разных уголках страны и даже за границей (в Европе и Азии).
Раскрасок было несколько: производители такого товара в УССР предлагали на выбор 3 варианта: белую, зеленую и бежевую. Но, наибольшим спросом пользовался синий комплект – «кобальтовый», отличающийся насыщенным окрасом и интересным дизайном. Примечательно, что во всех вариантах росписи присутствовало золото.
Как «Рыбки» получили всесоюзную славу и распространение
У легендарного набора было одно официальное название «Рыбки», зато в народе его именовали по-разному: у одних это было «Семейство карпов», у других «Золотые рыбки», а у третьих «Форелевая семья» или вовсе без «рыбного» названия – «Ликерный набор».
Безусловно, наштамповать сотни тысяч комплектов одному Полонскому заводу было не под силу. После того, как «пилотный» проект прошел испытание и одержал большой успех, производством «Рыбок» тут же занялись фабрики из разных уголков СССР. Поэтому в те годы они стали чуть ли не самым распространенным украшением во многих домах.
Конечно, сказать, что каждый гражданин СССР, будучи совершеннолетним, сразу же отправлялся за покупкой этого набора, нельзя, он появлялся у хозяев совершенно иным образом. Оказывается, что керамический шедевр был популярным подарком, который дарили на всех торжествах: свадьбах, юбилеях, профессиональных праздниках, да и вообще без повода. В результате нередкими были случаи, когда в одной семье оказывалось по несколько таких комплектов, причем разной окраски. Можно сказать, что на то время это был бюджетный аналог сервиза «Мадонна», который был в большом дефиците.
Примечательно, что производство ликерного набора не остановилось даже после раскола Советского Союза, а в 90-е годы этим товаром рассчитывались с работниками керамических заводов при дефиците денег в стране. Это был еще один своеобразный способ их распространения. Хотя, как утверждают эксперты, комплекты, изготовленные после Перестройки, уже не такие качественные, как те, что были раньше, поэтому и ценят их уже не так. Позднее были предприняты попытки изготовить нечто подобное и даже лучше, однако никому так и не удалось превзойти советскую классику.