В восточных странах – Индии, Пакистане и Бангладеше, существует так называемая «каста третьего пола» – хиджр, не имеющая аналога в западном мире. Иногда членов этой общины приравнивают к двуполому божеству Ардханари, называя их представителями самой древней касты мира, но это ошибочное утверждение. Но, то что хиджры у одних вызывают сочувствие, у других – отторжение, и у многих – большой интерес, является неоспоримым фактом.
Мужчины, желающие сменить пол
У европейцев есть несколько предположений, кто входит в состав таких общин: проституированные мужчины-гомосексуалы, гермафродиты с рождения и мужчины, которые стремятся стать женщинами. Вот только ни одно из выше перечисленных описаний не дает исчерпывающую характеристику, при том, что каждый из этих типов состоит в касте хиджр. Также в общине есть женщины, являющиеся женами мужчин-хиджр, а также их дочери, правда, согласно государственным меркам, их не причисляют к лицам третьего пола.
Представителями касты являются гермафродиты, транссексуалы, а также те, кто «переметнулся» из другого «сообщества» в хиджры, будучи взрослыми. Примечательно, что здесь почти во всех случаях запрещено поднимать тему о добровольном выборе и ношении женского образа и о занятиях проституцией. Есть два варианта становления хиджрами:
1. При рождении в касте. Оказывается, что рожденный хиджрой никогда не сможет построить любую другую карьеру, кроме той, что связана с его общиной. Ему просто не позволят это сделать ни окружающая общественность, ни другие представители касты.
2. Посредством покупки ребенка хиджрами, к примеру, «слишком красивого мальчика», малыша, имеющего недоразвитые гениталии или есть подозрение на двуполость. Несмотря на то, что торговля детьми в Индии под запретом, на самом деле с ней почти никто не борется. Причина в том, что в бедном государстве не хватает на это ресурсов, а у рядовых полицейских нет желания.
Неоднократно хиджр обвиняли в воровстве детей, оказавшихся на длительное время без присмотра. Члены общины прибегают к таким методам из-за низкой рождаемости и высокой смертности внутри касты, а также в связи со сложностями покупки детей, которых все меньше хотят им продавать. На самом деле, трудно определить, сколько из всех обвинений реальных фактов и, насколько велика неприязнь к представителям касты.
Как бы там ни было, но даже взрослые члены общины не всегда хотят носить женский образ в свободное от работы время. Как правило, большинство мужчин, будучи в домашней обстановке, носят обычную мужскую одежду, и не все принимают женские гормоны. Хотя, вероятнее всего, к их приему принуждают подростков, видя в этом определенную выгоду для клана. Среди всех представителей касты есть и такие, кто всю жизнь носит женскую одежду, ежедневно наносит макияж. Некоторые хиджры надевают мужскую одежду, когда собираются на представления: они играют на инструментах для тех, кто исполняет танец в женской одежде. В каждой общине, как правило, собираются самые разные люди, поэтому все они сами по себе уникальны и неповторимы.
Утерянные евнухи
Вспоминая двуполое божество Ардханари, некоторые считают, что каста хиджр основана в Индии очень давно, однако стоит отметить, что о ней найдена информация лишь за последние несколько столетий, а это для индийской цивилизации, начавшейся еще с хараппских городов, почти ничто. Есть довольно убедительная гипотеза, подтверждающая тот факт, что эту общину основали евнухи, лишившиеся хозяев после того, как индуисты свергали всех мусульманских правителей.
У евнухов, прислуживающих знатным персонам Индии в гаремах, было множество обязанностей: ухаживали за женщинами, развлекали их, а также мужчин танцами, песнями, занимались хозяйством и выполняли разные обычаи в день свадеб, рождений и похорон.
Молодые невольники не только были просто прислугой преимущественно на женской половине гарема, но и нередко их склоняли к сожительству хозяева.
У индуистов отношение к процедуре кастрации и к самим евнухам более жесткое, чем у мусульман, а ведь очевидно, что в начале те же евнухи сами были мусульманами, и были на хорошем счету, так как являлись представителями завоевателей. Зато в индийском обществе прислуг-кастратов попросту бросили на самое дно, несмотря на то, что они пытались продолжать работать в роли танцоров, организаторов праздников и так далее. В результате, чтобы выжить им пришлось сменить вид деятельности, сделав проституцию одним из главных способов заработка. Позже они сблизились и смешались с общинами проституированных мужчин, существовавших еще до времен падения евнухов.
Первые кастраты, получившие «статус» хиджры, не имели возможности воспроизводить новое поколение, которое пополняло бы численность общины. Со временем они старели, теряли свою клиентуру, и понимали, что им нужны подчиненные и наследники. Именно отсюда и зародился обычай осматривать новорожденных на праздниках, чтобы выявить «евнухов от природы», то есть детей с нарушениями развития гениталий, со временем их выкупали. Также представители общины выискивали подростков с особенностями полового созревания, чтобы в дальнейшем их кастрировать или оставить «на развод».
С течением времени у представителей этой общины сложилась своя культура, а распознать их речь можно по многочисленным прибауткам, полупристойным шуткам и цитатам, заимствованным у иранской классической поэзии. Хиджры привлекают к себе внимание посредством хлопанья в ладоши в том месте, где они появляются. Каждого, кто дает им что-то, они благословляют, чтобы подаяние не выглядело милостыней нищему. Несмотря на то, что кастрацию в этой касте делают не всем, бытует мнение, что настоящим хиджры мужчина становится именно после ее проведения. Молодых представителей общины обязали содержать не только родственников, но и «наставниц».
Хиджры – проклятие и благословение
После долгих лет существования представители этой общины наконец-то стали неотъемлемой частью индуистского общества, а их присутствие на семейных праздниках уже считается благословением. Если их где-то не приветствовали, то они грозились проклинать этот дом до тех пор, пока не получат плату за танцы. Ведь они танцевали при любых обстоятельствах, чтобы никто не счел их за нищих, живущих только за счет милостыни. Как известно, индийцы традиционно верят в то, что «женомужчины» могут навести порчу, а более прогрессивное поколение Индии платит за пляски хиджр, чтобы не разгорелся скандал.
У туристов представители этой касты вызывают отвращение, так как они им не симпатичны, разодеты в яркую женскую одежду с вызывающим макияжем. Однако среди них нередко встречаются элегантные персоны, не занимающиеся проституцией и высоко ценящие танцевальное искусство. Стоит отметить, что есть немало хиджр, сумевших добиться хорошего статуса и улучшить свое благосостояние благодаря внешности, искусству и отчислениям не менее искусных учеников (учениц), за которых они получают немалые деньги. Такие члены общины живут в достатке и посвящают себя сохранению древних традиций времен мусульманских правителей.
Довольно интересной считается роль хиджр в сохранении танца куртизанок (муджра). Эта община была разогнана в 19 веке англичанами за то, что принимала участие в националистическом движении индейцев. Каждое собрание индейцев на муджра проводилось с целью обсуждения дальнейших действий и пропаганды, а куртизанки часто имели любовные связи с лидерами движения и всячески им помогали. После принудительного закрытия целых кварталов куртизанок мягкий и волнующий танец муджра попал под угрозу исчезновения. Однако его начали исполнять проституированные мужчины, а также транссексуалы, в том числе и представители общины хиджра на мужских вечеринках.
Если говорить о внешне некрасивых представителях этой общины, слишком рано проституированных и разрушенных алкоголем, наркотиками с подросткового возраста (мужчины в женском, кастраты, гермафродиты или трансгендеры), то у них нет возможности прожить за счет только одного искусства ровно также, как и обучиться чему-то другому, кроме танцев. По сей день они остаются недосягаемыми для общества, несмотря на закон. К сожалению, проституция и вымогательства являются единственным выходом выживания для них. Ну а, чтобы эти способы заработка не воспринимались обществом как попрошайничество или разврат, они работают, прикрываясь древними традициями и даром благословлять мужчин и женщин на рождение детей.
Оказывается, правительство Индии ввело ради хиджр понятие третьего пола, чтобы таким образом избавить их от «клейма». Но, к сожалению, эта проблема, как и многие другие, бытующие в сообществе, так и не решаются. Чего уж там говорить, если даже сами активисты умалчивают о раннем принуждении мальчиков к проституции, вызванном нищетой, а все потому что побаиваются увеличить стигматизацию касты и лишить подростков возможности освоить какую-либо другую профессию, когда наконец-то к хиджрам будут относиться как к равным членам общества.
Ну а если затронуть тему женщин, то практически по во всей Индии они находятся в приниженном положении. Здесь попросту отсутствуют программы, расширяющие выбор профессий, к примеру, на удаленке (то, что можно делать через интернет), независимо от того, какого вы пола, являются ли ваши родители богатыми или бедными.