Марк Бернес – легендарная личность, в свое время собравшая вокруг себя «немало интересных легенд и слухов»: якобы этот деловой до мозга костей человек обладает уникальным «чутьем», и, как оказалось, это факт. Ведь артисту удавалось проворачивать такие аферы, что другие никогда бы не додумались до такого. Как у него все это получалось, да еще и во времена правления Сталина, остается загадкой.
Поэтому некоторые друзья называли его «Марк себе Наумович». Все шло и дальше «как по маслу», если бы не роковая встреча с женщиной, в которую он влюбился до беспамятства, а ведь, именно благодаря ей он лишился своего бизнеса, и оказался отрезанным на 3 долгих года от кино и эстрады.
Знаете ли вы, что этот уникальный человек ничего не смыслил в музыке, не имел вокальных данных от природы, да и вообще не знал нот, зато обладал обаянием и умением выбирать подходящий репертуар. Эти факторы как раз-таки стали ключевыми в становлении его как известного русского шансонье, а природный артистизм полностью компенсировал отсутствие высоких октав у артиста. Какую бы композицию не выбрал для исполнения Бернес, она непременно превращалась в шлягер, а все потому, что у него был необычайный талант подбирать удачные песни для своего репертуара. В середине 20 столетия его признали самой яркой, запоминающейся личностью и голосом той эпохи, в которой жил.
Марк Бернес сумел не только построить блестящую карьеру певца, но и прожить достойную жизнь, не жалея средств на комфорт, женщин, дорогую еду, автомобили и модную одежду. Чтобы покрыть расходы на всю эту роскошь, артист не только снимался в кино, театре, выступал на эстраде, но и занимался довольно прибыльным делом – предпринимательством. Каждый раз возвращаясь с гастролей, он привозил «горы» фирменной одежды, которая была в дефиците, потом все это благополучно продавал в столице.
Бернес всегда одевался со вкусом и считался большим модником, а все, кто приезжал из-за границы в Москву, обращались к нему, так как он менял валюту на советские рубли по более-менее приемлемому курсу.
Бывали и такие времена, когда артист регулярно отправлялся в Югославию, а по возвращению домой привозил несколько тонн дорогих и качественных вещей в СССР, затем сбывал их по втридорога. Примечательно то, что у него не было никаких запретов на такую деятельность со стороны властей. Правда, со временем бизнес, связанный с Югославией, прикрыли, так как он развивался стремительными темпами.
Вскоре, переняв этот удачный опыт у артиста, подобным предпринимательством начали заниматься Николай Сличенко и Муслим Магомаев.
Заслуженный артист имел еще одно дорогостоящее увлечение, которое не каждому было по карману: шикарные автомобили. Между прочим, именно он стал первым владельцем «Волги» с автоматическим омывателем стекол в Советском Союзе. В своих воспоминаниях конферансье Павел Леонидов писал, что не было, нет и не будет в нашей стране такого человека как Бернес, который сумеет выманить подешевле, а затем выгодно перепродать столько легковых автомобилей, сколько их «достал» и «загнал».
Российский шансонье был не только обаятельным, но и довольно трудным по характеру человеком, который мог легко закатить скандал как по поводу, так и без него. Причем осадить публично он мог любого, будь то друг или родственник, а после этого продолжить общение как будто ни в чем не бывало.
Как правило, несносным артист становился перед выходом на сцену, и те, кто это знал, старались держаться от него подальше. Зато на сцене он моментально преображался: обаятельная улыбка и вкрадчивый голос – ловкие артистические приемы, которые помогали ему завоевать сердца миллионов зрителей, в частности женщин, многие из которых носили его фото на открытке в сумочке.
Что касается поклонниц, желающих его расположения, так их у Бернеса было очень много. Поэтому его первой супруге Паоле Линецкой – театральной актрисе пришлось несладко, ведь ее муж постоянно имел любовные связи «на стороне». Вероятнее всего, что она прощала ему эти шалости, ведь они прожили вместе под одной крышей 25 лет.
Роковая любовь
После того, как умерла Паола, у артиста была множество романов, правда, все они длились не более 1-2 месяцев. Однажды на его пути повстречалась очаровательная женщина, в которую он без ума влюбился. Это была восходящая звезда советского кинематографа Изольда Извицкая, которая на тот момент была замужем, однако это, как известно, никогда не останавливало артиста, как и большая разница в возрасте: ему было 47, а ей 26. Вот только эти отношения стали для советского шансонье роковыми, принесшие ему массу неприятностей да таких, что ему пришлось распрощаться со своей карьерой. Он лишился всего, что имел на 3 года, но этого времени ему вполне хватило, чтобы хорошо прочувствовать на себе давление правящей верхушки.
На тот момент его возлюбленная уже имела много влиятельных поклонников, среди которых был зять Никиты Хрущева – Алексей Аджубей, работающий главредом газеты «Комсомольская правда». Он был моложе Бернеса, поэтому не смог простить того, что Изольда предпочла не его. Примечательно то, что его популярность не столько на сцене, сколько среди эффектных женщин столицы, многим не давала покоя. Ведь, даже сам Никита Хрущев ревновал артиста к советской общественности, которая просто обожала этого исполнителя.
Как-то на одном из концертов в Кремле, Марк Наумович спел пару песен, которые разрешались по регламенту, но зайдя за кулисы, услышал, как публика требовала исполнить эти произведения на «бис». Артист растерялся, ведь рядом не было никого, кто мог быть дать согласие на повторное исполнение композиций. Все бы ничего, если бы в рядах для правительственной верхушки не было высокопоставленных лиц государства во главе с Хрущевым. Этот проступок артиста расценили как неуважение к советскому народу.
Не растерялся и сам Алексей Аджубей, который, оценив обстановку, начал ставить «палки в колеса» артисту. С его «подачи» в нескольких столичных изданиях появились статьи, оскверняющие репутацию Бернеса, вдобавок к этому опубликовали историю, якобы шансонье вместе с любовницей разъезжает по Москве, нарушает правила дорожного движения и жестко реагирует на замечания инспектора.
Естественно, после такой «порции» грязи, вылитой на него, путь в кино и на сцену был закрыт на долгих 3 года, следом за этим последовало расставание с Изольдой.
Поздняя любовь
Лилия Бодрова стала второй супругой артиста, с которой он прожил около 10 лет. Примечательно, что и эту женщину он увел из семьи: до знакомства с Марком она состояла в браке с владельцем единственного в Москве «Шевроле» и фотокорреспондентом журнала «Пари матч». У мужчин было общее увлечение – шикарные авто, а позже муж Лилии познакомил ее с артистом.
Не прошло и года, как женщина, ушла от супруга к 49-летнему Бернесу. Она была моложе его на 18 лет. Как отметил сам артист, прожитые 9 лет супружеской жизни с этой женщиной стали для него самыми спокойными.
Он смог вернуть былую славу и получить все, о чем мечтал: любовь и преданность красивой женщины, шикарную жизнь и автомобили, славу и деньги. В 60-м году шансонье исполнил одну из самых пронзительных и главных песен из своего репертуара – «Враги сожгли родную хату». После этого концерта он стал самой востребованной эстрадной звездой Советского Союза.
Однако в 1969 году случилось непредвиденное – у актера обнаружили последнюю стадию рака. Накануне своей смерти он попросил супругу, чтобы на его похоронах прозвучали 4 песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли». Также он пожелал, чтобы его тело захоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилой первой супруги Полины Линецкой. Безусловно, последняя воля актера была исполнена.
Попрощаться с ним, казалось, пришла вся столица: невероятное столпотворение было как вокруг Дома кино, так и на кладбище, ведь многие хотели провести его в последний путь. Примечательно, что никого из представителей власти на церемонии погребения не было.
Жаль, а ведь Бернес так и не успел узнать, что за несколько дней до его смерти правительство подготовило указ о присвоении ему звания народного артиста.